Все пианисты. История фортепиано - Могилевский Евгений
Евгений МОГИЛЕВСКИЙ

МОГИЛЕВСКИЙ Евгений Гедеонович (р. 16. IX 1945)

заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)

Педагог, хотя, как правило, и пристрастен к своему ученику, но лучше всех знает и его возможности, и особенности дарования, и творческий потенциал. Поэтому стоит прислушаться к словам Я. И. Зака о молодом Евгении Могилевском: "...Исключительно талантливый пианист. Его искусство отмечено печатью истинного проникновения и глубиной замысла. Прирожденный артистизм, необычайная чуткость, оригинальность художественного почерка делают его выдающимся явлением..."

В современном мире происходит огромное количество исполнительских соревнований. Но, как хорошо известно, лишь немногие из них пользуются высокой репутацией и дают победителям "пропуск" на международную концертную эстраду. К таким, безусловно, относится Брюссельский конкурс имени королевы Елизаветы, где, по удачному выражению Г. Цыпина, "можно в силу случайной причины не занять призового места; занять его случайно - нельзя". В 1964 году обладателем первой премии этого конкурса стал 18-летний студент Московской консерватории Евгений Могилевский.

По свидетельству очевидцев, его успех в Брюсселе был связан прежде всего с блестящим исполнением Третьего концерта Рахманинова. Яркая романтическая направленность определяет и дальнейшее развитие пианиста. Именно в этой сфере чувствует он себя наиболее раскованно. И хотя в 70-х годах его внимание время от времени привлекают иные области фортепианной литературы, но главные достижения исполнителя по-прежнему связаны пока что с музыкой Листа, Шопена, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Скрябина. В. Дельсон писал в 1970 году: "Пианистическое искусство Евгения Могилевского привлекает теплотой, лирико-драматической выразительностью и творчески активным отношением к исполняемому, духом поиска, что придает его игре индивидуальную неповторимость..."

Сегодня он играет уверенно, с увлечением, но не теряя волевого контроля над собой. Репертуар его не отличается стилистической широтой; наоборот, скорее он избирателен, с явным преобладанием произведений романтического направления. В качестве существенного штриха в облике артиста отметим еще его явную тенденцию к подчеркиванию, иногда даже своеобразному "обыгрыванию" лирических эпизодов, стремление придать им особую значительность. Так что в пору творческой зрелости Могилевский вступил как артист по преимуществу лирико-романтического плана. В связи с этим критика указывала на некоторую односторонность художественного развития пианиста, на определенные недочеты в технике и, в первую, очередь, на нехватку пианистической отточенности, рельфеной прорисовки фактуры, особенно в музыке классического плана (Бах, Гайдн, Моцарт).

В 1969 году Могилевский окончил консерваторию, где занимался последовательно у Г. Г. Нейгауза, Я. И. Зака, и лишь к 1971 году завершил курс аспирантуры (или ассистентуры-стажировки, как это теперь называется) под руководством Я. И. Зака. Однако, с 1966 он уже солист Московской филармонии. Оба прославленных педагога с симпатией относились к талантливому юноше. Так, Г. Г. Нейгауз отметил, что Могилевский "обладает большим человеческим обаянием, гармонирующим с его природным артистизмом"; Я. И. Зак находил в игре своего воспитанника "много личного очарования".

На эстраде Могилевский с юных лет чувствует себя на редкость уверенно и свободно. Этому способствует, очевидно, и тот факт, что его концертная практика продолжается уже чрезвычайно долго: чуть ли не в девять лет он впервые появился на сцене. Тогда наставником юного пианиста была его мать, ученица Г. Г. Нейгауза. Могилевский вспоминает: "Считается, что родителям-музыкантам нелегко учить своих детей, а детям - заниматься под началом родных. Возможно, так оно и есть. Только я этого не ощущал. Когда я приходил к маме в класс или когда мы работали дома, друг подле друга находились учитель и ученик - и только. Мама постоянно искала что-то новое - приемы, методы преподавания. Мне всегда было с ней интересно".

Надо думать, романтические устремления молодого пианиста получили поддержку у таких вдохновенных музыкантов, как отец и сын Нейгаузы. И вот Могилевский в классе Я. И. Зака. "У Якова Израилевича,- говорят он,- я почерпнул многое из того, чего мне в ту пору недоставало. Говоря в самой общей форме, он дисциплинировал мою исполнительскую натуру. Соответственно, и мою игру. Общение с ним, пусть нелегкое для меня в какие-то минуты, приносило огромную пользу. Я не переставал учиться у Якова Израилевича и по окончании аспирантуры, оставшись в его классе на правах ассистента".

Несмотря на известную пестроту его ученической судьбы, Могилевский и в Консерваторский период и после него оставался самим собой. Вновь и вновь обращался он преимущественно к музыке послебетховенской поры, покоряя слушателей размахом и масштабностью в концертах Чайковского, Рахманинова и Скрябина, захватывающим темпераментом в си-минорной Сонате и Первом концерте Листа, искренними порывами в "Крейслериане" и фа-диез-минорной Новелетте Шумана, нежной лиричностью в произведениях Шопена, которые он играет, пожалуй, особенно охотно (в том числе обе сонаты, Второй концерт, 24 прелюдии и многое другое). На романтический лад звучат у него опусы Прокофьева, Бартока и даже сочинения современников - Второй концерт Т. Хренникова, пьесы С. Губайдулиной, С. Слонимского. Все это так. Но публика любит пианиста и судит его по лучшим достижениям: в конце концов у настоящего артиста свой путь в искусстве. В избранной им сфере он уже сейчас добился несомненных завоеваний. "Такие артисты, как Могилевский,- писал Г. Цыпин в 1976 году,- предпочитают произведения с сочной аккордовой фактурой, густой фигурационной вязью, тяжелыми звуковыми покровами. Они любят щедрое многоцветье красок, пряную колористичность, "педальные облачности"... Могилевский и впрямь романтик по натуре. Говоря об его игре, не обойтись без таких выражений, как патетика, вдохновение, страсть... У Могилевского всегда ощущаешь правдивость, истинность переживания. Считается, что эмоциональная открытость - привилегия юности... Однако его игра не тускнеет с годами..." Эта характеристика сохраняет свою силу и по сей день. И в этом можно убедиться на любом концерте артиста.

Карьера Могилевского развивалась весьма успешно и в значительной степени за рубежом. Его гастроли в США продюсировал Сол Юрок; в 1973 г. Могилевский получил в США премию за лучшую интерпретацию года (Третий концерт для фортепьяно с оркестром Рахманинова, оркестр Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина). Во второй половине 1970-х гг. Могилевский объездил весь мир с оркестром под руководством Евгения Светланова. После успешных гастролей в Европе, Азии и Австралии он в 1992 году покорил Америку, выступая в лучших залах Чикаго, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нью-Йорка.

C 1992 г. Евгений Могилевский — профессор Брюссельской консерватории.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!