МИХНОВСКИЙ Исаак Иосифович (17. IV 1914-1977)

Любое из довоенных музыкальных соревнований выдвигало на большую концертную эстраду яркие артистические личности. Не был исключением и Всесоюзный конкурс, завершившийся в 1938 году. Его победителем стал Исаак Михновский, незадолго до того (1936) окончивший по классу К. Н. Игумнова Московскую консерваторию. Продолжая совершенствоваться здесь же в аспирантуре (1936-1939), молодой пианист начал концертировать по Советскому Союзу и за рубежом. Уже тогда критики определяли стиль Михновского как лирико-драматический, подчеркивали проникновенность и содержательность его игры. А в 1946 году А. Дроздов, откликаясь на шопеновскую программу артиста, писал: "Убедительность и выпуклость трактовки, ясность и логичность декламации, глубокий тон, художественно богатая педализация - вот основные качества игры Михновского".

Если говорить о специфических особенностях репертуара пианиста (многие сонаты и пьесы Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, Чайковского, Мусоргского, Скрябина, Рахманинова и др.), то следует, в первую очередь, обратить внимание на его приверженность к фортепианным транскрипциям и переложениям. Классические образцы этого рода музыки входили в его программы еще до войны. А начиная с конца 1940-х годов он постоянно исполнял собственные транскрипции и обработки романсов Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, а также фантазии на темы некоторых русских опер ("Пиковая дама", "Русалка" и др.). Кроме того, перу Михновского принадлежат и оригинальные сочинения для рояля, в том числе 12 прелюдий, а также каденции к фортепианным концертам Моцарта и Бетховена. В программах артиста были представлены и редко исполняемые произведения. Среди них "Романтические эскизы" АН. Александрова и сыгранные с М. Затуловским скрипичные сонаты Н. Метнера и В. Нечаева.

Еще в 1937 году Михновский начал преподавать в Московской консерватории и работал здесь до 1943 года; с 1960 года он вел фортепианный класс в Институте имени Гнесиных (с 1971 года профессор).

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!