Все пианисты. История фортепиано - Маранц Берта
Берта МАРАНЦ

МАРАНЦ Берта Соломоновна (р. 16. XII 1907)

засл. деят. иск. РСФСР (1972)

Эта пианистка принадлежит к числу так называемых "концертирующих педагогов". С ее искусством не особенно хорошо знакомы любители музыки. И это вполне объяснимо: по сути дела ее спорадическая концертная деятельность на протяжении долгих лет была ограничена Свердловском и Горьким. В консерваториях этих городов профессор Маранц долгие годы вела фортепианные классы. Между тем исполнительские возможности всегда давали ей основания для более частых встреч с публикой. Зрелую пианистку с обширнейшим репертуаром Л. Сорочкина в "Советской музыке" называет интереснейшим интерпретатором Бетховена, Шумана, Шопена и других классиков. Лишь на пороге своего 75-летия Маранц записала свою первую пластинку. По словам рецензента, в одном из концертов 1984 года она играла с необычайным вдохновением и удивительным пианистическим мастерством.

Пора учения начиналась для Маранц в Одессе, где ее педагогом в консерватории была Б. М. Рейнгбальд. Окончательно ее творческий почерк сформировался под руководством Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории (1927-1931). Так сложилась судьба пианистки, что почти все последующие годы были по преимуществу отданы педагогике. Лишь время от времени она появлялась на концертной эстраде, радуя слушателей своим содержательным искусством. Соответственно малочисленны и отклики на ее выступления. Один из них принадлежит перу младшей коллеги Маранц пианистке Н. Панковой: "Решившись написать о человеке, пользующемся уважением крупнейших музыкантов страны, и, несмотря на это, человеке, предельно скромном, я испытываю прежде всего чувство восхищения. В 77 лет Берта Соломоновна удивительно молода сердцем и душой".

Достоинства артистки особенно рельефно сказались тогда в трактовке бетховенской музыки. "Соната соч. 110,-пишет Панкова,-одна из вершин интерпретаторского искусства пианистки. Незабываемы звучание Arioso dolente, медленное торжественное вознесение заключительной фуги, сочетание простоты и изысканности в первой части. Культура, вкус, интеллектуальная широта - все это есть в искусстве исполнительницы, с такой ясностью и изяществом мысли раскрывающей необозримый духовный потенциал авторского гения. Поразительна естественность и в прочтении "Лунной сонаты". Во всем - в разрешении, например, сложнейшей проблемы выбора темпа первой части, удивительный синтез мерности движения и пластической рельефности, выразительности главной темы, никакой надуманности, лжеромантической чувствительности!"

И заканчивается этот благодарный отклик словами, к которым наверняка присоединятся все, кому довелось слышать игру концертирующего педагога: "Есть концерты, рождающие бурные овации, улыбки, открытую радость общения. И существуют концерты, рождающие тишину, стремление размышлять и учиться - концерты-исповеди. Именно такой концерт был подарен нам замечательным музыкантом". Слова эти были опубликованы в 1986 году...

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!