Александр МАЛКУС

МАЛКУС Александр Маркович (р. 21. III 1948)

Творческая индивидуальность пианиста формировалась с неспешной поступательностью. Об этом в какой-то степени свидетельствует и успешное продвижение вверх по лестнице конкурсной "иерархии": седьмая премия в Бухаресте в 1970 году, третья - на соревновании музыкальной молодежи в Белграде в 1972-м, наконец, второе место на Международном конкурсе имени Д. Б. Виотти 1976 года в итальянском городе Верчелли. Быть может, случайная последовательность, но все же показательная. Последний конкурсный успех пришел к Малкусу уже после того, как он в 1973 году окончил Московскую консерваторию по классу профессора В. А. Натансона,

И первый самостоятельный концерт в Москве Малкус тоже дал в достаточно зрелом возрасте. В сезоне 1975/76 года он сыграл программу, включавшую произведения Моцарта, Бетховена, Брамса, Равеля и Прокофьева. Дебют пианиста привлек внимание критики (а это случается далеко не всегда). Правда, его трактовки си-бемоль-минорного Адажио Моцарта и "Аппассионаты" Бетховена вызвали определенные нарекания, однако рецензент отмечал инициативность артиста, его недюжинную виртуозность, колористическую изобретательность. "Малкус обладает тонким туше, отзывчивым на едва ощутимое прикосновение пальцев к клавиатуре,- писал далее М. Овчинников в "Советской музыке".- В пьесах Равеля это помогло ему добиться изящества нюансировки. Прекрасно передал он своеобразие достаточно традиционной, в духе французского романтизма, мелодики, окутанной чарующей импрессионистической гармонией. Живописно, с поэтическим обаянием прозвучал у него „Ночной Гаспар". Запечатлелись в памяти пронизывающий холод „Виселицы", страстный призыв „Скарбо"... Размышляя над искусством молодых пианистов, мы не всегда подмечаем одно очень важное качество - способность артиста к творческому поиску. Именно этой способностью и обладает, на мой взгляд, пианист Александр Малкус".

Указанная рецензентом пытливость касается и репертуарной направленности артиста. Уже в процессе подготовки к разным конкурсам он накопил солидный "багаж". В его программах, помимо названных авторов, мы находим сочинения Баха, Гайдна, Скарлатти, Шуберта, Мендельсона, Листа, Шопена, Чайковского, Балакирева, Грига, Рахманинова, Барбера... Нередко он строит свои программы по контрастному признаку. В этом смысле показателен один из его концертов в зале института имени Гнесиных: в первом отделении звучал прелюдийный цикл Р. Щедрина "Полифоническая тетрадь", во втором - 24 прелюдии Шопена.

А. Малкус обнаружил зрелое понимание особенностей современного выразительного языка щедринской музыки, что вызвало одобрение самого автора. А рецензент журнала "Музыкальная жизнь" Ю. Борисов подчеркивал: "Его трактовка отличалась не только серьезным и корректным отношением к авторскому тексту, но и - что очень существенно - индивидуальным наполнением. Необходимые „рационалистические" атрибуты интерпретации - ясное полифоническое мышление, точная соразмеренность темпов, логичность перерывов между пьесами,- не мешали пианисту быть артистически инициативным и эмоционально раскрепощенным. Надо полагать, что именно благодаря этим качествам, а также незаурядному пианистическому мастерству, Малкусу удалась выпуклая обрисовка образов прелюдий".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!