МАКСИАН Франтишек (9. XI 1907-18. I 1971)

Несколько поколений чешских пианистов по праву считают себя воспитанниками и последователями профессора Франтишека Максиана. Ровно четверть века - с 1946 года - работал он в пражской Академии музыкального искусства (а до этого семь лет преподавал в консерватории), и его класс всегда был центром притяжения пианистической молодежи. Отсюда, из этого класса, вышли такие известные артисты, как Ян Паненка, Станислав Кнорр, Ян Гала, рано умерший Антон Емелик и более молодые Зденек Кожина, Петр Топерцер, Дагмар Шимонкова, Борис Крайный, Индра Кемперова и десятки других отличных пианистов (в их числе сын и творческий наследник музыканта Франтишек Максиан младший). Но при всем авторитете Максиана-педагога, пожалуй, главное, что привлекало их - обаяние артиста, сила его художественной личности. На протяжении десятилетий Максиан достойно представлял чешское фортепианное искусство на лучших концертных эстрадах своей родины и многих других стран.

Сам он начал заниматься музыкой в 13 лет под руководством педагога Р. Веселого, а два года спустя уже поступил в Пражскую консерваторию. Здесь, а затем в Школе высшего мастерства (1928-1931) его наставниками были многие видные профессора, и в первую очередь В. Курц - лучший из пражских педагогов той поры. Уже к началу 30-х годов Максиан обратил на себя внимание публики как музыкант тонкий, разносторонний, своеобразный. Первые 12 лет профессиональной деятельности Максиана проходили на Пражском радио, и это не только способствовало распространению его известности, но и многое дало ему в творческом плане - приходилось быстро учить новые сочинения, часто играть в ансамблях.

Поворотным моментом в биографии артиста стала встреча с Сергеем Прокофьевым. Во время гастролей советского композитора в Праге в сезоне 1937/38 года Максиан сыграл с оркестром под управлением автора его Третий концерт, а затем сделал запись вместе с композитором - в четыре руки. Это выступление получило широкий резонанс, окончательно способствовало утверждению его на концертной эстраде.

В наступившие годы фашистской оккупации он, естественно, не имел возможности много концертировать и основное время уделял педагогике. Зато после войны его деятельность получила широкий размах. Артист часто гастролировал, по стране и за ее пределами, несколько раз побывал в СССР, с успехом выступал в разных городах нашей страны. Советские слушатели по достоинству оценили его как музыканта высокой культуры и большого артистического обаяния, мастера колорита, у которого, как подметил критик М. Смирнов, "в каждой пьесе тембр рояля обретает новые краски".

Достоинства Максиана проявлялись в самом широком репертуарном диапазоне - от классики до современной музыки. Среди наибольших удач артиста критика называли Третий концерт Бетховена (с каденцией Сметаны), Второй - Брамса, концерты Грига и Дворжака, вариации "Джинны" Франка. Но особенно много сделал Максиан для распространения чешской музыки, составлявшей основу его программ. Непревзойденными считались его интерпретации Чешских танцев Сметаны, редко звучащего Концерта Дворжака, сюиты "Пан" Новака, цикла "Через жизнь и мечты" Сука. Он же дал жизнь многим произведениям О. Еремиаша, М. Кабелача, Б. Мартину, И. Станислава и других. Надолго запомнилось чешским любителям музыки его участие в исполнении фортепианного квинтета Фибиха и совместная с Я. Паненкой интерпретация Концерта для двух фортепиано Дусика. И всегда - в любом репертуаре - он неизменно оставался свободным, естественным, был как бы непосредственным участником рождения музыки, был - как сказал его биограф Я. Йиранек,- "прирожденным пианистом".

Заслуги Франтишека Максиана высоко оценены народом. Ему было присвоено звание заслуженного артиста ЧССР (1957), присуждена Государственная премия республики (1954).

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!