Тамилла МАХМУДОВА

МАХМУДОВА Тамилла Заидовна (р. 21. IV 1931)

нар. арт. Азербайджанской ССР (1974)

Интенсивная концертная деятельность принесла азербайджанской пианистке известность во многих городах нашей страны, в ряде социалистических стран. Еще в юности Махмудова, ученица крупнейшего бакинского педагога К. Сафар-Алиевой, выступила с филармоническим оркестром, великолепно исполнив Второй концерт Листа. Этот успех способствовал раннему началу профессиональной карьеры - в 16 лет ученица музыкальной школы стала солисткой Бакинского радио. Однако большая концертная эстрада открылась для пианистки уже после окончания в 1954 году Московской консерватории по классу Я. И. Зака (у него же Махмудова совершенствовалась в аспирантуре).

В программах артистки представлен весьма широкий круг самых разнообразных произведений. Если говорить о концертной форме, то здесь можно назвать имена Моцарта, Листа, Франка, Равеля, Донаньи, Рахманинова, Шостаковича. Еще более широка репертуарная амплитуда Махмудовой в сфере фортепианной миниатюры, где первенство принадлежит шопеновским пьесам. Время от времени пианистка дает тематические программы. В 1970 годы привлекли внимание ее клавирабенды "Музыка Венгрии", "Вальсы для фортепиано". Характеризуя творческую манеру артистки, Л. Живов пишет: "Игре ее свойственна мягкость, внимание к качеству звучания, хорошее чувство формы, техническая беглость и свобода. Лучше удаются Махмудовой миниатюры, в которых требуется тонкость, отточенность исполнения. Пианистка менее склонна к лепке монументальных образов... В ее исполнительском почерке доминируют отличный музыкальный вкус, любовь к фортепиано как „поющему" инструменту и тонкое внимание к эмоциональному строю музыки".

Особо следует подчеркнуть неизменный интерес Махмудовой к советской фортепианной литературе. Она зарекомендовала себя вдумчивым интерпретатором произведений Н. Мясковского (Вторая соната), С. Прокофьева, Д. Шостаковича (Первый концерт), А. Хачатуряна, Г. Галынина, Р. Щедрина, А. Эшпая. Наконец, Махмудова - убежденная пропагандистка азербайджанской фортепианной музыки. Крупным достижением артистки стало исполнение всего цикла фортепианных прелюдий Кара Караева и ряда его других сочинений; в ее интерпретации многие слушатели познакомились с произведениями Ф. Амирова, А.-Д. Гаджиева, С. Гаджибекова, А. Меликова, А. Султановой.

Несколько лет назад она удивила и поразила публику исполнением сложнейших музыкальных произведений на клавесине. Кроме того, Махмудова находит время и силы для написания литературных произведений различных жанров. Рецензии на концерты, рассказы о творчестве композиторов или собственные мемуары написаны легко, образно, остроумно и интересно. Как и со сцены во время исполнения музыкальных произведений, Тамилла Махмудова со страниц написанных ею статей, рассказов, очерков устанавливает контакт с читателями, расширяет их кругозор, приобщая к миру прекрасного.

Последние десятилетия концертную деятельность Тамилла Махмудова успешно совмещает с преподаванием, являясь профессором музыкального факультета Московского государственного педагогического университета. Своим студентам она передает обширные знания, богатейший опыт и верность традициям Московской консерватории. Среди ее воспитанников немало талантливых музыкантов, уже начавших собственную концертную деятельность.

Несмотря на то что большую часть своей жизни Тамилла Махмудова прожила в Москве и внесла колоссальный вклад в дело процветания и развития российского музыкального искусства, она никогда не теряла связи со своей родиной, часто концертировала в Азербайджане и многое сделала для пропаганды культурного наследия этой страны.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!