Ивонн ЛОРИО

ЛОРИО Ивонн (р. 20. I 1924)

Еще обучаясь в Парижской консерватории, Ивонн Лорио проявила не только пианистические способности, но и композиторское дарование. Она занималась по фортепиано у Л. Леви, но, кроме того, посещала классы композиции, аккомпанемента, камерного ансамбля и теории, где ее учителями были такие мастера, как Оливье Мессиан, Жозеф Кальве, М. Чампи. И хотя фортепиано все же взяло верх, такая разносторонность наложила отпечаток на всю ее дальнейшую деятельность, и прежде всего на ее репертуар, направление ее исканий.

Уже в юные годы пианистка играла все 48 прелюдий и фуг Баха, множество крупных сочинений Бетховена, Шумана, Шопена. Именно эти имена значились прежде всего в ее программах, когда Лорио в 1948 году начала концертную деятельность. Но, по мере формирования личности, в фокусе ее интересов постепенно оказывается современная музыка: вначале Дебюсси и Равель, а затем и композиторы последующих поколений. Именно этот репертуар и принес ей широкую известность, определил ее особую позицию среди пианистов Франции. Отличная техника и знание современных методов композиции позволяют ей на редкость быстро разучивать самые сложные произведения.

В середине 60-х годов она совершила настоящий подвиг, на протяжении одной недели сыграв в Париже фортепианные концерты Бартока (№ 3) и Шенберга, а также все, что написано для фортепиано Мессианом, Жоливе и Булезом! Именно этим композиторам и посвящает Лорио свой талант. А в первую очередь, конечно, Мессиану, женой которого она стала в начале 60-х годов. Мессиан посвятил ей несколько крупных опусов, в том числе известный цикл "Первый каталог птиц". Концерты фортепианного дуэта Лорио - Мессиан всегда становятся значительными событиями и привлекают внимание публики. После выступления этого дуэта в Варшаве известный польский критик Т. Качинский заметил: "О пианистической технике Лорио ходят легенды, но личное соприкосновение с ее искусством превосходит их так же, как всякое появление чуда перед собственными глазами".

Итак, современная музыка, прежде всего французская - в центре внимания Лорио, и в этой сфере у нее сегодня, кажется, нет соперников. Но круг ее интересов-и возможностей-отнюдь не ограничивается названными именами. Она продолжает играть и классику. Так в конце 60-х годов пианистка записала с оркестром "Ламуре" под управлением П. Булеза 22 концерта Моцарта и эта запись получила высокую оценку критики. Кроме того, Лорио играет также на инструменте волны Мартено, сама сочиняет музыку. Немало сил отдает она педагогике в качестве профессора Парижской консерватории, а в летние месяцы ведет курсы фортепианной игры в разных городах Европы. В ее класс всегда стекаются те молодые пианисты, которые стремятся овладеть сложным искусством интерпретации.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!