Все пианисты. История фортепиано - Лимпани Мура
Мура ЛИМПАНИ

ЛИМПАНИ Мура (р. 18. VIII 1916 - 2005)

В июне 1979 года лондонские любители музыки заполнили огромный "Ройял-фестивал-холл", чтобы присутствовать на торжественном юбилейном концерте Муры Лимпани - крупнейшей английской пианистки наших дней. Артистка исполнила обширную программу, центром которой стали "32 вариации" Бетховена, "Симфонические этюды" Шумана и си-бемоль-минорная Соната Шопена. Так она отмечала полвека с того дня, когда маленькой девочкой впервые появилась на эстраде в столице Англии, сыграв соль-минорный концерт Мендельсона. Теперь, спустя 50 лет, публика встречала свою любимицу горячими овациями, а критики еще раз отдали дань ее неувядаемому мастерству и блестящей артистической форме. "Мисс Лимпани - из тех артистов, чья игра насквозь пронизана искренностью,- писал один из них.- Она подтвердила, что является очень интересным и одухотворенным музыкантом. Она играет на рояле столь же непринужденно, как дышит, и поэтому способна всецело посвятить себя музыкальным мыслям, стоящим за нотами... Было бы справедливо сказать, что она является последним „действующим" на эстраде большим учеником Тобиаса Матте и бесспорно олицетворяет собой памятник его педагогическим принципам: среди всех пианистов она обладает, пожалуй, едва ли не самым красивым звуком"...

В тот вечер успех был особенно бурным. И все же сейчас, обозревая творческий путь Муры Лимпани с высоты лет, ретроспективно, трудно отделаться от мысли, что самая яркая вершина его относится к достаточно далекому прошлому. В 1938 году молодая английская пианистка, носившая тогда фамилию Джонстон, заняла второе место на крупнейшем в довоенной истории Международном конкурсе пианистов в Брюсселе, "вклинившись" между победителем - Эмилем Гилельсом и занявшим третье место Яковом Флиером. Именно с того дня ее имя стало известно за пределами Англии.

К этому триумфу девушку привели многие годы занятий - сначала в Льежской консерватории у Ж. Дебефа, затем в лондонской Королевской академии музыки у Т. Матте, наконец, несколько месяцев совершенствования под руководством П. Вейнгартена в Вене. Концертировала она с двенадцати лет, но лауреатское звание - в ту пору большая редкость - позволило ей сразу развернуть гастрольную деятельность на родине и за ее пределами. С искусством Лимпани познакомились слушатели многих стран Европы, она выступала в США (с 1948 года), в СССР (1956 год), побывала в Южной Америке, Австралии, сотрудничала с такими прославленными дирижерами, как Т. Бичем, Д. Барбиролли, И. Крипс, Ш. Мюнш, М. Сарджент, А. Боулт.

Успеху во многом способствовал на редкость широкий репертуар артистки. В юные годы критики особо выделяли тонкую интерпретацию концертов Моцарта - композитора, который и поныне относится к числу ее любимых авторов. Но отличная память и высокий профессионализм помогли ей вскоре разучить десятки самых разнообразных произведений. В ее текущем репертуаре - три концерта Бетховена (№ 3, 4, 5), оба концерта Брамса, все произведения для фортепиано с оркестром Рахманинова, концерты Моцарта, Грига, Листа (№1), Шумана, Мендельсона, Чайковского (№ 1), Равеля (для левой руки). Симфонические вариации Франка и, конечно, неисчислимое множество сольных произведений.

Можно вспомнить, что в одном только московском концерте Лимпани предложила вниманию слушателей свою трактовку сочинений Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Рахманинова, Скрябина, Шопена, Дебюсси - словом, своего рода антологию фортепианной музыки почти за два столетия.

Но и это отнюдь не все. В отличие от большинства известных пианистов своего поколения, Лимпани с молодости заявила о себе как страстная пропагандистка современной музыки. Одним из первых ее достижений в этой сфере стала британская премьера Концерта А. Хачатуряна (1940), ставшего подлинной жемчужиной репертуара пианистки. Позже, во время пребывания композитора в Лондоне, она играла концерт под управлением автора, в 1956 году исполняла его в Москве, а в 1959 году сделала запись на пластинку (вместе со Вторым концертом Сен-Санса). Мура Лимпани в разные годы исполняла концерты Прокофьева (№ 3) и Жана Абсиля, Симфоническую фантазию X. Турины, Вариации для фортепиано с оркестром Э. Донаньи, "Кончерто гроссо" Э. Блоха, "Горную симфонию" В. д'Энди, произведения для фортепиано с оркестром английских авторов - Ф. Дилиуса, Р. Арнелла, Д. Айрленда, А. Роусторна. К этому можно было бы добавить еще длинный список сольных произведений современных композиторов. И во всем этом необозримом море музыки Мура Лимпани неизменно демонстрирует привлекательные черты своего пианизма - артистическую свободу, превосходное мастерство звуковедения, осмысленность интерпретации, элегантность и темперамент. Эти черты по достоинству оценили советские слушатели во время ее единственных гастролей в нашей стране. Ощутили они вместе с тем и определенные границы ее художественных возможностей. "Не все удается артистке в равной степени: непосредственность чувства часто сдерживается излишней рассудочностью исполнения",- тонко подметил К. Аджемов.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять причины высокой и прочной репутации Муры Лимпани, которая, после смерти Майры Хесс, по праву считается первой пианисткой Англии. Однако за последнее десятилетие размах концертной деятельности артистки несколько сократился, ее имя не так уж часто появляется на страницах печати. "Погоду" на пианистическом горизонте делают ныне уже другие исполнители...

1992 году М. Лимпани приняли в члены Ордена Британской Империи.

Ей было около 80-ти лет, когда она записала свой последний диск из произведений Шопена.

Умерла М. Лимпани в 2005 году.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!