Все пианисты. История фортепиано - Латейнер Джейкоб
Джейкоб ЛАТЕЙНЕР

ЛАТЕЙНЕР Джейкоб (р. 31. V 1928)

Лишь сравнительно недавно американский артист получил заслуженную известность в Европе. Произошло это после выхода его пластинки с записью последней сонаты Бетховена. Впечатление оказалось столь сильным, что Латейнера пригласили выступить по Баварскому телевидению. Слушатели, ожидавшие увидеть молодого дебютанта, были удивлены, когда на экране появился солидный человек средних лет, сразу снискавший симпатии своей скромностью, отсутствием всякой претенциозности. Как отметил критик Ю. Мейер-Йостен, "он оказался вместе с тем на редкость интенсивным интерпретатором, который полностью ставит свое знание и умение на службу исполняемой музыке". А это качество, которым далеко не всегда отличаются американские артисты. Последовали новые бетховенские записи, быстро раскупавшиеся любителями музыки, гастроли по европейским странам и запоздалое признание.

Возможно, именно чрезмерная скромность мешала Латейнеру раньше заявить о себе в полный голос. К тому же он в основном выступал как ансамблист, аккомпанировал таким прославленным артистам, как Яша Хейфец, Григорий Пятигорский, Уильям Примроз, но сам оставался в тени. Между тем его редкие самостоятельные выступления убеждали в больших потенциальных возможностях артиста, получившего отличную профессиональную подготовку.

Латейнер родился и прожил юные годы на Кубе, где его первым учителем стал выходец из России Я. Фишерман. Мальчик рано начал выступать, и первым, кто обратил внимание на его талант, был известный композитор Эрнесто Лекуона. В 1940 году семья переехала в США, и Д. Латейнер стал студентом Института Кертиса. Он попал в класс знаменитой русской пианистки Изабеллы Венгеровой, которой и обязан, по собственным словам, счастьем стать одним из воспреемников русской пианистической традиции. В 1945 году Латейнер выиграл местный конкурс юных музыкантов, что дало ему право выступить с оркестром под управлением самого Ю. Орманди. Последний, в свою очередь, представил его Сергею Кусевицкому, а тот пригласил сыграть Пятый концерт Бетховена на проводимом им фестивале в Танглвуде. Почти 15-тысячная аудитория устроила молодому артисту бурную овацию. Последовали концерты в других городах США, выступления с лучшими оркестрами. Военная служба, правда, на несколько лет прервала карьеру артиста, но в середине 50-х годов он вернулся на эстраду. Среди знатоков репутация Латейнера была уже тогда достаточно высока, особенно как интерпретатора Бетховена. Журнал "Тайм" назвал его одним из достойных последователей Артура Шнабеля.

Творения Бетховена и романтиков и сегодня составляют фундамент программ американского артиста. Но он отнюдь не чужд и современной музыке. В частности, Латейнер был первым исполнителем Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Эллиота Картера (1967), а к числу его высших достижений критика относит исполнение и запись Третьего концерта Прокофьева. По отзывам рецензентов, в этой области он "и технически и музыкально чувствует себя столь же уверенно, как в классике".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!