ЛАНТОШ Иштван (р. 10. VII 1949)

Весной 1970 года в Будапеште Государственная филармония провела цикл фортепианных вечеров, вызвавший необычайный интерес слушателей. Выступали в нем не признанные звезды эстрады, а четыре молодых артиста, в ту пору еще студенты. Однако все они продемонстрировали такое высокое мастерство и яркую одаренность, что этот цикл стал своего рода историческим событием в музыкальной жизни страны, знаменовав собой рождение "новой волны" венгерского пианизма.

Участниками цикла были Д. Ранки, 3. Кочиш, Ш. Фальваи, а заключал его старший и, пожалуй, наименее известный тогда Иштван Лантош. В отличие от товарищей его успехи еще не были отмечены конкурсными регалиями, но и он успел обратить на себя внимание отнюдь не только специалистов. Начав заниматься музыкой с шести лет, Лантош в 1966 году поступил в Консерваторию имени Бартока, в класс пианистки Эржбет Туша, а два года спустя перешел в Высшую музыкальную школу им. Листа, где его наставником стал профессор Петер Шоймош. Вскоре одаренный юноша стал участником Международного юношеского музыкального фестиваля в Байрейте и там впервые выступил с оркестром, исполнив Третий концерт Бартока. Наградой были не только лестные отзывы критиков, но и приглашение Пьера Булеза исполнить с руководимым им оркестром Концерт Мессиана. Затем Лантош стал участником еще нескольких фестивалей в ФРГ и ЧССР.

И все же в последующие годы восхождение Лантоша было не столь стремительным, как у его "партнеров" по будапештскому дебюту, получивших прозвище "великолепной четверки". Это объясняется, вероятно, характером его дарования, присущей ему склонностью к интеллектуальной углубленности исполнения: такой талант раскрывается лишь с годами. Тем не менее Лантош успел немало. Еще в годы учебы он гастролировал в ФРГ, Польше, ГДР, а позднее выступал в большинстве стран Европы и в США. Репертуар артиста пополняется достаточно активно, причем основу его составляют произведения Баха, Листа и Шуберта. Если в баховской музыке ярко проявляется присущее ему конструктивное начало, то в музыке Листа и Шуберта точное чувство формы и взвешенность пропорций не мешают драматической выразительности и поэтичности. Отмечая достоинства интерпретации Лантошем Большой сонаты Шуберта (ре мажор, соч. 53), критик Мария Керени писала в середине 70-х годов: "Будучи натурой драматического склада, он с интуитивной уверенностью отыскивает в произведении элементы драмы, выражая тему с поразительной пластичностью... В данном случае можно сказать, что произведение и его исполнитель, что называется, нашли друг друга". Лантош обладает редкой способностью импровизатора, и это качество дает себя знать в его интерпретациях: им порой не хватает законченности, тщательности отделки, зато у слушателей нередко остается ощущение, что они присутствуют при рождении музыки, настолько спонтанна и естественна его игра.

Лантош - разносторонний, ищущий музыкант. Он выступает не только как солист, но и как ансамблист, часто исполняет фортепианные дуэты вместе со своей бывшей учительницей Э. Туша. С 1974 г. Лантош преподаёт в Будапештской музыкальной академии, в 1994—1997 гг. был её ректором. В 1976 году к нему пришла первая высокая награда: премия имени Ф. Листа.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!