ЛАНГЕР Мирослав (р. 5. V 1945)

Чехословацкие критики иногда называют Лангера самым типичным представителем молодого поколения пианистов страны. Он родился в те дни, когда родина освобождалась от фашистского гнета, и перед ним с юных лет открылись широкие творческие горизонты. Лангер происходит из музыкальной семьи, но поначалу его привлекала медицина, и всерьез он начал заниматься музыкой лишь после окончания гимназии. В 1960 году он поступил в консерваторию, где занимался в классе профессора Ф. Шефера и затем И. Яничковой. Первые шаги Лангера на музыкальном поприще не были уверенными: в 1965 году он попытал счастья в Шопеновском конкурсе в Варшаве, но не снискал там лавров, а на следующий год не смог пройти по конкурсу в пражскую Академию музыкального искусства, думал было отказаться от мечты стать артистом и изучать восточные языки. Сомнения оставались и после того, как год спустя он все же поступил в Академию. Но тут на него обратил внимание профессор И. Паленичек: он уговорил юношу бросить востоковедение и помог ему найти себя в музыке.

Вскоре пришли и первые успехи. В 1968 году Лангер уже завоевал лауреатские звания на двух небольших конкурсах в Италии и Португалии, в 1970 году успешно выступил на Смотре молодых концертных артистов, исполнив Концерт Скрябина, в 1969 и 1972 годах удачно играл на трибунах исполнительской молодежи в Братиславе. С тех пор Лангер стал постоянным участником абонементных концертов пражского оркестра ФОК и постепенно занял заметное место в концертной жизни Праги. В 1976 году пианист совершенствовался в Париже, что позволило ему еще больше расширить свой кругозор. С тех пор в программы Лангера вошли многие сочинения французских авторов - Рамо, Дебюсси, Равеля, Онеггера - в том числе и редко исполняемые. Но вместе с тем, чаще всего артист обращается к традиционным образцам музыкальной классики и романтики, таким, как концерты Чайковского (№ 1), Бетховена (№ 2), Рахманинова (№2), крупные сочинения Гайдна, Бетховена, Шуберта, Листа, Шумана. Уже сейчас Лангер, по мнению критики, вырос в интересного артиста, демонстрирующего солидную профессиональную школу, вкус и постижение разных стилей. "Игра на рояле для него - средство философского раскрытия самого себя, способ передать людям сокровища музыки и помочь им объяснить себе окружающий мир",- пишет журнал "Граморевю". Пока что Лангер еще только ищет свой стиль и свой путь в фортепианном исполнительстве. Но музыкальность, выразительность, динамичность и красочность его игры, логическая стройность его концепций дают ему, по мнению чехословацкого критика Я. Кржижа, все основания, чтобы в будущем сравниться с ведущими пианистами современности.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!