Все пианисты. История фортепиано - Квапил Радослав
Радослав КВАПИЛ

КВАПИЛ Радослав (р. 15. III 1934)

Пропаганда чешской музыки разных композиторов, эпох, стилей - вот главное направление деятельности этого пианиста. Он выбрал это направление отнюдь не потому, что чисто технические или, шире, творческие возможности не позволили бы ему проявить себя в традиционном репертуаре; его кругозор на редкость широк, а репертуар достаточно разнообразен. Скорее даже наоборот - высокий профессионализм и незаурядность художественной индивидуальности позволяют артисту доносить музыку своей родины до слушателей не в обезличенном виде, как это случается с посредственными пианистами, вынужденно избравшими путь самоограничения, а во всей полноте ее высоких достоинств. И на этом поприще Квапил снискал международную известность.

Ближе всего Квапилу, пожалуй, музыка Леоша Яначека. Это естественно: с детских лет его воспитателем был профессор Л. Кундера - соратник Яначека и пропагандист его творчества. По классу Л. Кундеры Квапил окончил Академию искусств имени Яначека в Брно, затем аспирантуру, и первый его артистический успех тоже связан с этим композитором: на конкурсе имени Яначека в 1958 году он был удостоен первой премии. Спустя более чем десятилетие чешская фирма "Пантон" выпустила в свет комплект пластинок с записью всех фортепианных произведений Яначека в исполнении Квапила, получивший высокую оценку и на родине пианиста и за рубежом. Английский критик Малколм Реймент назвал пианиста "выдающимся истолкователем музыки Яначека".

Творчество Сметаны и Дворжака тоже, конечно, постоянно находится в поле зрения пианиста. До недавнего времени лишь немногие фортепианные сочинения этих классиков мировой музыки входили в концертную практику, хотя их достоинства неоспоримы. Квапил первым из пианистов начал систематически популяризировать творчество Дворжака, не ограничиваясь лишь исполнением музыки. Ему принадлежит немало интересных исследований и публицистических статей о малоизвестной, но значительной стороне творчества этого композитора. Имя Дворжака носит и фортепианное трио, основанное Квапилом несколько лет назад и обогатившее музыкальную жизнь страны. Наконец, Квапил - один из немногих пианистов, исполняющих в оригинале Концерт Дворжака. А в середине 70-х годов с маркой фирмы "Супрафон" появилось и полное собрание фортепианной музыки Дворжака на шести пластинках - плод нескольких лет труда пианиста. Критики отметили не только верность духу и букве авторского текста, но и обаяние игры артиста, элегантность его манеры, полноту звука. Те же качества отличают и исполнение Квапилом музыки Сметаны.

Названными именами не ограничивается деятельность Квапила в плане пропаганды чешской музыки. Пианист исполняет также произведения старинных мастеров - Рейхи, Дуссека, Воржишека - и все лучшее, что создают для этого инструмента современные композиторы: в его концертах звучали десятки новых сочинений, значительная часть которых записана им на пластинки. Наряду с этим артист за последнее время с успехом обращается к другим сферам репертуара - музыке Шопена, Листа, русских классиков. Для многих почитателей его таланта приятной неожиданностью стал альбом с записями фортепианного наследия Мусоргского. Здесь пианист, по мнению английского критика Э. Орга, "вновь продемонстрировал свое глубокое понимание славянской музыки". Рецензенты единодушно считают, что эти записи выдерживают конкуренцию с лучшими образцами интерпретации, зафиксированными на пластинках.

Все это способствует неуклонному росту популярности Радослава Квапила. С его искусством уже знакомы слушатели многих стран, в том числе и Советского Союза, где по достоинству оценили его мастерство и преданность национальной музыкальной культуре.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!