Антон КУЭРТИ

КУЭРТИ Антон (р. 21. VII 1935)

Среди представителей так называемой "новой волны" американских пианистов, выдвинувшихся в 50-60-х годах, Антон Куэрти занимает одно из самых видных мест. С юных лет живя в США, он занимался сначала в Кливлендском музыкальном колледже, а затем в Институте Кертиса в Филадельфии у многих известных педагогов - Э. Бодки, Д. Такера, Б. Рубинстайна, А. Лессера, М. Хоржовского и, наконец, Р. Серкина, который и стал для него главным наставником и образцом. Конкурсные успехи Куэрти - завоевание премии имени Левентритта в 1957 году и четвертой премии в Брюсселе (1964, вслед за Е. Могилевским, Н. Петровым и бельгийцем Ж. ван Эйденом) - стали для него не стартовой площадкой, а, скорее, средством проверки правильности собственного пути.

Первый концерт в Нью-Йорке артист дал еще в 1961 году и сразу произвел яркое впечатление. А вскоре в одной из рецензий критика журнала "Мюзикал Америка" Д. Лаурен можно было прочесть: "В свои 27 лет Антон Куэрти уже является законченным мастером. Если ему будет сопутствовать „летная погода", он может стать одним из элиты. Его игру характеризует эластичный, насыщенный красочностью, сочный и гибкий звук. Его форте импульсивно, но не взрывчато, а излюбленные им мягкие пассажи дают редкую иллюзию неземного звучания. Игра Куэрти не интеллектуализированна и не чрезмерно спонтанна, чувственна - она индивидуальна, зрела и продуманна". По этому маленькому портрету нетрудно, даже не зная, о ком идет речь, догадаться, о нитях, связывающих артиста с Рудольфом Серкиным.

Развитие музыканта продолжается и неуклонно идет по восходящей линии. Если мастерство его и тогда уже соответствовало самым высоким требованиям, то теперь перед нами яркая индивидуальность, настоящая творческая личность. При этом Куэрти, подобно своему учителю, меньше всего заботится о выдвижении на первый план собственного интерпретаторского "я", не допускает насилия над музыкальным материалом. Программы артиста не только продуманны, но и чрезвычайно разнообразны. То он дает концерт, составленный из одних фортепианных фантазий - Моцарта, Бетховена, Шуберта (Соната-фантазия), Шумана и современного композитора О. Моравеца; то включает в программу такие контрастные сочинения, как Соната А. Берга, Прелюдии Форэ и Шесть музыкальных моментов Шуберта; то выступает с монографическими программами - бетховенскими, скрябинскими, шопеновскими. В поле зрения артиста все богатство фортепианной литературы. Это позволяет видеть в его лице значительного художника. Недаром свою рецензию на его бетховенский вечер в 1975 году другой рецензент журнала "Мюзикал Америка" Д. Хименц закончил такими словами: "Нужно ли говорить, что в исполнении артиста масштаба Куэрти самым ярким впечатлением была именно его интерпретация?!"

Артист не чужд и общественной деятельности. В 70-х годах он был инициатором международной акции в защиту китов, результатом которой стало издание в Канаде специальной книги на эту тему. Среди ее авторов был и советский композитор Р. Щедрин, написавший по этому случаю небольшую пьесу.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!