КРАЙНЕВ Владимир Всеволодович Все пианисты. История фортепиано - Крайнев Владимир
Владимир КРАЙНЕВ

КРАЙНЕВ Владимир Всеволодович (р. 1. IV 1944)

нар. арт. РСФСР (1984), премия Ленинского комсомола (1976), Гос. премия СССР (1986)

"Дар музыкального общения" - так назывался один из очерков о Владимире Крайневе, опубликованный в середине 80-х годов. Действительно, это свойство в высшей степени присуще музыканту, впрочем, как и дар человеческого общения, приветливость, душевная доброта. В упомянутом очерке, в частности, отмечалось: "Последнее десятилетие - качественно новый виток в биографии Крайнева. Наступает, как принято говорить, период творческой зрелости. Конечно, с возрастом у артиста меняются определенные представления, художественные принципы и привязанности, однако основа исполнительского облика Владимира Крайнева остается неизменной. А состоит она... в необычайной демократичности его искусства, особом даре музыкальной общительности. Недаром у него мгновенно возникает контакт с любой слушательской аудиторией. И дело тут не в популярности программ, а в самом характере пианистического почерка, в огромной самоотдаче музыканта, в искренности его ярких высказываний. Щедрость эмоций, инструментальная красочность, прирожденная музыкальная чуткость, позволяющая мгновенно ощутить реакцию зала - все эти качества во многом объясняют стабильность успеха Крайнева на концертной эстраде".

В 1970 году Крайнев решил принять участие в Конкурсе имени Чайковского. Это было некоторой неожиданностью для многих любителей музыки: они уже привыкли к тому, что он занял прочное место среди концертирующих пианистов. Последнее обстоятельство как-то заставило забыть о возрасте Крайнева: к моменту открытия московского соревнования ему едва минуло 26 лет. Просто артистическая карьера пианиста началась чрезвычайно рано. Этому, конечно, способствовали конкурсные успехи - в 19 лет он получил вторую премию на конкурсе в Лидсе, а через год стал победителем соревнования в Лиссабоне. Все это в период учебы у Г. Г. Нейгауза (до 1964 года); окончил Московскую консерваторию Крайнев в 1967 году по классу С. Г. Нейгауза, а затем в течение двух лет совершенствовался у него же в аспирантуре. Первая премия Конкурса имени Чайковского как бы подвела итог творческой юности Крайнева, итог весомый и внушительный.

Впрочем, уже к этому времени исполнительский почерк пианиста во многом определился. Как отмечал журнал "Советская музыка", "в его исполнении проявляются и культура, и музыкальная зрелость, и мастерство. Он играет свободно, с легкостью преодолевая технические трудности. Его звуковая палитра богата и включает множество тонких оттенков, разнообразных красок".

Если говорить о репертуаре артиста, то тут прежде всего следует обратить внимание на его приверженность к произведениям крупной формы. Его клавирабенды - это почти всегда или сонатные вечера (Гайдн, Бетховен, Скрябин, Прокофьев и др.) или программы, включающие такие произведения, как шубертовский "Скиталец", "Симфонические этюды" Шумана, "Картинки с выставки" Мусоргского. В миниатюрной сфере, как говорит сам пианист, его "выручает" по большей части Шопен.

В концертном жанре он обращается к произведениям Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Чайковского, Рахманинова, Хиндемита, Бартока... Этот список каждый год пополняется; на сегодня "в распоряжении" пианиста более трех десятков фортепианных концертов. Традиционный журналистский вопрос - "Кто ваш любимый композитор?" - обычно приводит музыкантов в уныние, если не в негодование. Однако Крайнев, пожалуй, смело может назвать в этом случае имена Шопена и Прокофьева. В репертуаре артиста все шопеновские баллады, скерцо, 24 этюда и многие другие пьесы. Его натуре чрезвычайно близок и жизнерадостный, насыщенный волевым напором и энергией тонус музыки великого советского композитора. Интерпретация всех пяти концертов Прокофьева, а также большинства его сонат принадлежит к высшим достижениям Крайнева. С каждым сезоном ширятся бетховенские программы пианиста. Наконец, следует обратить внимание на постоянно растущий интерес артиста к камерно-ансамблевому музицированию. Среди его постоянных партнеров певец Е. Нестеренко, скрипач О. Крыса, валторнист Б. Афанасьев, кларнетист Л. Михайлов и другие инструменталисты. В каком бы качестве ни выступал артист, он постоянно держит в поле зрения новинки советской фортепианной литературы. Тут можно назвать в качестве примера Второй иТретий концерты Т. Хренникова, Первый Р. Щедрина, Второй А. Эшпая, а также Концерт А. Шнитке.

Крайнев ведет на редкость интенсивную гастрольную деятельность, его выступления вызывают живой интерес и у советской публики и за рубежом. По верному замечанию Евг. Баранкина, пианисту в высшей степени присущ дар музыкальной общительности. "Выходя на сцену,- подчеркивает критик,- Крайнев всегда знает, что хочет сказать слушателям, у него есть, чём с ними поделиться, и он делает это с той отдачей, с той щедростью, которые дороже всего ценятся зрительным залом".

В то же время, несмотря на стабильные успехи, музыкант весьма динамичен в своем творческом развитии. На это обращает внимание, в частности, В. Пасхалов: "Владимир Крайнев - музыкант, хорошо известный широкой публике. Его тонкое исполнительское чутье, ослепительный пианизм не нуждаются в рекомендациях. Но вместе с тем исполнитель с каждым новым выступлением раскрывает все новые и новые грани своего дарования. Сольные программы последних лет с явным тяготением к сочинениям крупномасштабным (триада прокофьевских сонат - 6, 7, 8-я, сонаты Скрябина, „Картинки с выставки" Мусоргского, Третья соната Брамса, „Ночной Гаспар" Равеля), выступления с концертами Прокофьева, Чайковского, Рахманинова, Р. Бунина, интерпретация старинной музыки, стремление к ансамблевой игре (брамсовские ансамбли, совместные выступления с Е. Нестеренко в циклах Мусоргского и Шостаковича) демонстрируют серьезность художественных намерений артиста". Таким предстает творческий диапазон пианиста.

В этом смысле интересна и своего рода автохарактеристика: "Мне кажется, что за последнее время я лучше, чем прежде, владею исполнительским „дыханием". Что я имею в виду под словом „дыхание"? Это как бы взгляд сверху на то, что ты делаешь на эстраде. Это полный контроль над собой, над всеми аспектами собственной интерпретации. К примеру, меня порой ругают за превышение темпов. Готов принять такую критику, когда темпы форсируются от отсутствия такого „дыхания": рука несется, а мозг за ней не успевает. Однако если я свободно контролирую себя в данном, пусть самом быстром темпе, если успеваю сделать то, что считаю нужным, значит, я сознательно задал себе такие темпы, и они, с моей точки зрения, художественно оправданны. При таком свободном „дыхании" не только себя контролируешь, но и публику ведешь за собой".

...Когда-то Г. Г. Нейгауз сказал: "Крайнев - один из любимых моих учеников, это настоящее, большое дарование". Можно с уверенностью констатировать, что надежды замечательного советского педагога, воспитателя многих талантливых пианистов, с блеском оправдались.

Помимо концертной деятельности В.В. Крайнев продолжает вести преподавательскую и организаторскую работу.

В Большом зале Московской консерватории ежегодно проходят абонементные концерты «Владимир Крайнев приглашает» (до 1999 г. абонемент назывался «Владимир Крайнев, его друзья и ученики»). В этих концертах принимали участие выдающиеся современные музыканты: М. Д’Альберто, Б. Анжерер, Ж.Ф. Эссер и М. Берофф (Франция), Кун Ву Пек (Корея), В. Манц (Германия), Г. Нейгауз (Израиль) и другие.

Фонд В.В. Крайнева проводит Международные музыкальные фестивали «Владимир Крайнев приглашает» на Украине, в Казахстане и Киргизии. Кроме того, на счету фонда фестиваль «Южный берег Крыма» в Симферополе и Ялте, концерты в Санкт-Петербургской государственной филармонии, в Днепропетровске, Киеве, Харькове, Тюмени, Перми, Ижевске, Самаре, Екатеринбурге, Ярославле, Тольятти, Бишкеке, а также в Чехии, Словакии, Словении, Турции, Австрии, Франции, Германии, Болгарии, Израиле, США, Италии.

В октябре 1996 года Фонд В.В. Крайнева стал одним из создателей музыкального фестиваля детского творчества в чернобыльском городе Славутич. Фонд принимал участие в организации Международных конкурсов имени С.С. Прокофьева в Санкт-Петербурге, председателем жюри которого является В.В. Крайнев. Владимир Всеволодович постоянно проводит мастер-классы в различных городах России и за ее пределами.

В.В. Крайнев является членом жюри известных международных музыкальных конкурсов: в Лидсе, Лиссабоне, Монте-Карло, Больцано, Мюнхене, Токио, Санкт-Петербурге, Москве (Конкурс имени П.И. Чайковского).

В.В. Крайнев удостоен звания народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премии СССР (1986), Государственной премии РФ (2003). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2004) и IV степени (1997), «Знак Почета» (1980). Является академиком Академии гуманитарных наук России.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!