Максим КОНЧАЛОВСКИЙ

КОНЧАЛОВСКИЙ Максим Владимирович (р. 1. X. 1940)

заслуженный артист России

"Звучит Прелюдия ми минор Шопена. На экране туманный снежный лес с размеренным, как в басовой партии прелюдии, биением акцентов - темные штрихи елей. Стихотворение „Снег идет" Б. Пастернака поразительно созвучно - и образно, и ритмически - мелодической линии шопеновской музыки. Неожиданное родство обнаруживается в стихотворении Пушкина „Бесы" и „Наваждения" С. Прокофьева. Аналогия смелая и, оказывается, убедительная!" Это - зарисовка с одного из концертов Максима Кончаловского.

Нестандартно сложилась судьба этого пианиста. Каждый выбирает свою дорогу в исполнительском искусстве. С детства он проявлял интерес и к музыке, и к поэзии, и к живописи. Но после учебы, после окончания Московской консерватории по классу Э. Г. Гилельса (1964), все пошло, казалось бы, привычным путем - сольные выступления, участие в ансамблевых вечерах. Но всеохватность интересов все же сказалась: в начале 70-х годов Кончаловский подготовил свою первую композицию "Французский импрессионизм". В ней соединились музыка Дебюсси, поэзия Верлена, Малларме, Рембо, живопись Клода Моне. Заинтересованное внимание аудитории убедило артиста в правильности избранного пути. Вскоре и москвичи, и жители других городов получили возможность познакомиться с новыми программами Кончаловского, построенными, так сказать, на пересечениях искусств. Свободная манера артистического поведения, легкая сценическая театрализация, сдержанный комментарий - все это позволяло исполнителю устанавливать контакт со зрителями. Трудно переоценить просветительское значение таких его композиций, как "Бах - Микеланджело", "Бетховен - Роден - Рильке", "Врубель - Блок - Скрябин", "Гоген - Бодлер - Равель", "Прокофьев и Древняя Русь", "Старый Париж", "Стравинский - Пикассо и их современники", "Дом поэта" (о доме Максимилиана Волошина в Коктебеле). Такая концертная специфика закономерно привела Кончаловского на телеэкран, потому что его программы чрезвычайно "телегеничны". Однако при всем сценическом уклоне слушатели встречаются прежде всего с музыкантом-исполнителем. "Кончаловского-пианиста,- пишет Елена Авербах,- характеризует высокий, хотя и не всегда ровный, уровень исполнительского мастерства. Более близки, на наш взгляд, темпераменту и мироощущению музыканта романтики и импрессионисты, менее убеждает его Моцарт и Бах. Глубокой выразительностью и гармоничностью отмечены интерпретации произведений Бетховена, Прокофьева, Шостаковича, Шуберта, Дебюсси".

Впрочем, сам Максим Кончаловский настаивает на равноправии всех компонентов своих композиций. И действительно, в лучших его работах ощущается внутреннее единство разных образных элементов. "Самое главное,- говорит артист,- чтобы была общая идея, стержень, ради которого и создается программа. Если его нет, концерт распадается на части, никак между собой не связанные... Если бы можно было... растянуть жизнь, сделать ее длиннее, я занимался бы всеми видами искусств. Меня утешает то, что в работе над композициями я в какой-то мере удовлетворяю свой интерес к музыке, к поэзии и к живописи, причем стараюсь не создавать "перевеса" в сторону какого-то одного вида искусства, все они равноценны в композициях".

М.В.Кончаловский – автор более двадцати концертных программ, объединяющих произведения живописи, поэзии, музыки в едином сценическом действии, а также более 40 телевизионных фильмов. Талантливый и разносторонне одарённый человек, приходясь внучатым племянником известному русскому художнику Петру Кончаловскому (1876-1956), с раннего детства занимается изобразительным искусством. По его словам: "Моим наставником и советником и тогда и впоследствии была моя тётя, сестра мамы, художница Татьяна Максимовна Кончаловская. Она закончила в 20-х годах ВХУТЕМАС, училась у Юона, Осмеркина, Кардовского. Позже - у замечательного живописца Николая Павловича Ульянова, ученика Серова. В 5 лет мои родители заметили, что во мне вызывает интерес и музыка. У меня оказался абсолютный слух, и я поступил в музыкальную школу, но желание заниматься живописью не угасало во мне никогда".

Пустота культурной жизни, вопиющая безграмотность населения в сфере искусства, повальное безвкусие, возникшие в середине 80-х годов прошлого столетия, повлияли на решение М.В.Кончаловского открыть в 1993 г. принципиально новое для России по системе обучения высшее учебное заведение – Академию изящных искусств (Институт художественного творчества), ректором которого он является по сей день.

Работы художника находятся в частных собраниях России, Франции, Германии, США.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!