КОГАН Григорий Михайлович (7. VII 1901- 9. VIII 1979)

Ученый и артист... Уже само по себе уникальное сочетание. Но важно еще подчеркнуть, что разные стороны многогранной деятельности этого музыканта плодотворно дополняли друг друга. Еще в 20-х годах общественность Киева, а затем Москвы познакомилась с Коганом - пианистом и исследователем. А позднее на целенаправленность художественных устремлений музыканта указывал А. Альшванг: "У Г. М. Когана научная работа составляет единое целое с его артистической деятельностью... Концерты Когана посещаются не только широкой публикой, но и большинством пианистов. Для пианистов игра Когана интересна как творческая лаборатория; она интересна всегда своеобразными толкованиями авторского замысла. Интерпретация общеизвестных произведений в исполнении Когана настолько свежа и полна интеллектуальной культурой, что зачастую поражает слушателя независимо от того, согласен он с пианистом или нет".

Даже если не упоминать здесь общеизвестные произведения, то и при этом условии концертные программы пианиста можно назвать своеобразным зеркалом истории фортепианной литературы - от далекого прошлого до наших дней. В его широком репертуаре хочется выделить некоторые сферы. Это, во-первых, старинная музыка, и прежде всего, сочинения французских клавесинистов XVII-XVIII веков - Ф. Куперена, Ж. Ф. Дандрие, Ж. Дюфли и других. Во-вторых, многие фортепианные транскрипции, первоклассным знатоком и исследователем которых являлся Коган. Наконец, в-третьих, обширная и (что особенно примечательно) многонациональная панорама новинок советской музыки (С. Прокофьев, Д. Кабалевский, В. Дешевов, М. Фролов, Ф. Витачек, А. Клумов, Л. Ревуцкий, Ф. Козицкий, А. Леман, Н. Жиганов, Г. Чеботарян, Э. Назирова, А. Ключарев, Э. Капп, Р. Лагидзе). Характерно, что в начале 70-х годов пианист выступил с концертным циклом (120 произведений!) под общим заголовком "Избранные страницы фортепианной литературы (оригиналы и транскрипции)", встреченным с огромным интересом широкими кругами общественности.

Начиная примерно с 1975 года Коган сравнительно редко появлялся на столичных эстрадах. Однако каждое его выступление свидетельствовало, что пианист сохранял специфические достоинства своего исполнительского облика, на которые критика обращала внимание и раньше. В 1967 году В. Дельсон писал: "Коган - пианист по преимуществу интеллектуального склада, художник, тяготеющий к творческому поиску как в сфере интерпретации, так и в сфере репертуара. В то же время его искусство пронизывают волевой темперамент, властность воплощения исполнительских намерений. Отсюда - большая роль в исполнительском искусстве музыканта чувства меры, логики исторически складывавшихся жанров и форм".

Научная и педагогическая деятельность Когана - предмет особого разговора. Однако следует сказать, что после окончания Киевской консерватории по классу В. В. Пухальского (1920) он до 1926 года преподавал здесь же, а затем был профессором Московской (1926-1943) и Казанской (1951-1956) консерваторий. В 1940 году Коган стал доктором искусствознания. Особые заслуги ученого связаны с разработкой (впервые в мире) курса истории и теории пианизма. Все это время Коган выступал с музыкально-критическими статьями в периодической прессе, часто под псевдонимами К. Гримих, Бекар, а также читал лекции в разных городах страны по актуальным проблемам современного исполнительства и педагогики.

Соч.: Школа фортепианной транскрипции.- М., 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции.- М., 1948; У врат мастерства.- М., 1961; О фортепианной фактуре.- М., 1961; Работа пианиста.- М., 1969; Ферруччо Бузони.-М., 1971; Вопросы пианизма. Избранные статьи.- М., 1968; Избранные статьи.-М., 1972, вып. 2.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!