Вальтер КЛИЕН

КЛИЕН Вальтер (р. 27. XI 1928 - 10. II 1991)

Когда австрийский пианист выступал в СССР весной 1974 года вместе с Венским симфоническим оркестром, он не произвел большого впечатления на слушателей. Его игре явно недоставало тех качеств, которыми определяется наличие высокого профессионализма - уверенной техники, значительности замыслов, накала чувств. Тем не менее на основании одного лишь до-минорного Концерта Моцарта было бы неверно делать окончательные выводы. Репутация Клиена является весьма прочной и остается предположить, что он просто не сумел раскрыться.

Вальтер Клиен пришел на концертную эстраду уже будучи музыкантом с большим запасом знаний. Он начал учебу в консерватории Граца(класс профессора И. Дихлера 1946-1949), затем совершенствовался под руководством А. Бенедетти Микеланджели, изучал еще и композицию у самого Пауля Хиндемита. Несколько премий на международных конкурсах - в Больцано, Париже и Вене - открыли ему путь к концертной деятельности.

С 1954 года Клиен интенсивно концертирует, а по количеству записанных пластинок не уступает своим более известным за пределами Австрии коллегам - Бадура-Скоде, Демусу, Хеблер. Достаточно сказать, что к середине 70-х годов артист уже записал на пластинки полностью все фортепианные произведения Моцарта, Брамса, Шумана, все сонаты Шуберта, множество сочинений Гайдна, Бетховена, Грига. За последние годы он пополнил свой репертуар рядом крупных сочинений композиторов XX века, в их числе концерты Стравинского, Шёнберга, Хиндемита, Соната А. Берга. Кроме того, вместе с женой - Беатрисой Клиен, он наиграл на пластинки еще и многие из фортепианных дуэтов Брамса, Бизе, Шабрие, Дебюсси, Форэ, Равеля, Мийо. Наконец с 1963 года он выступал в дуэте с известным австрийским скрипачом В. Шнейдерханом и в последнее время - немецкой скрипачкой Э. Пейнеман.

Критики многих стран высоко ценят Клиена как тонкого стилиста в сфере венской классики (а некоторые даже как одного из лучших в его поколении), мастера звуковых красок, демонстрирующего "типично венскую" - элегантную, гладкую и сдержанную игру. Оборотной стороной такого стиля является камерность, склонность к произведениям мелкой формы. В трактовке крупных, драматически насыщенных произведений классиков и романтиков ощущается облегченность (это проявилось и в его московском исполнении моцартовского концерта), отсутствие художественного размаха и концептуальности. "Это серьезный пианист, в игре которого, однако, не слишком много шарма",- сетовал английский критик Д. Метью-Кемпбелл. Все это, конечно, не дает оснований ставить Вальтера Клиена в ряд с лучшими пианистами его поколения, но достоинства его исполнения, особенно в записи, несомненны, и его пластинки хорошо раскупаются любителями музыки разных возрастов и вкусов.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!