КЕТЧЕН Джулиус (15. VIII 1926-29. IV 1969)

Начало было необычным. 11-летний мальчик по совету своего педагога Д. Сейпертона решил побывать на репетиции Симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии. В перерыве он с детской непосредственностью подошел к роялю и стал что-то наигрывать. Постепенно шум и разговоры в зале стихли, и все стали слушать. Оказавшийся здесь же директор Филадельфийского оркестра был так поражен виртуозностью паренька, что повел его к Ю. Орманди, а тот в свою очередь предложил ему выступить с этим коллективом, который он только что возглавил. Так, в 1937 году Джулиус Кетчен дебютировал исполнением ре-минорного Концерта Моцарта и сразу оказался в фокусе внимания американской музыкальной прессы.

После его второго выступления - на сей раз с оркестром под управлением Д. Барбиролли - критик Л. Джилмен писал: "Он играл с легкостью и музыкальностью, поразившими тех ветеранов в публике, которые помнили дебют другого вундеркинда по имени Иосиф Гофман 50 лет назад". В 1938 году состоялся первый сольный концерт юноши в нью-йоркском "Таун-холле", ставший, по определению знатоков, "событием года".

После этого родители решили прервать карьеру вундеркинда и дать ему возможность завершить свое образование. В 1945 году Кетчен окончил в Нью-Йорке Хаверфордский музыкальный колледж, где он занимался у Д. Херфорда по фортепиано и пробовал свои силы в композиции (причем, тоже не без успеха - студенческая труппа поставила даже его мюзикл "Мокрая картина"). Лишь после этого Кетчен вступил на стезю профессионального артиста. Уже в 1946 году он впервые гастролировал в Европе, а после 1948 года жил большей частью во Франции, разъезжая по всему миру и возвращаясь периодически в США.

Кетчен очень быстро добился мировой известности: уже в середине 50-х годов его имя можно было найти в большинстве солидных энциклопедических изданий, его по праву считали одним из талантливейших представителей послевоенного пианистического поколения. Поначалу его игру ценили прежде всего за безупречную виртуозность (многим он напоминал Гофмана), сочетавшуюся с проникновенной лиричностью и порывистым темпераментом. Эти черты делали Кетчена превосходным интерпретатором романтической музыки. Вместе с тем Кетчену, особенно в первые годы, явно недоставало музыкального размаха, широты замыслов, умения передать сложную драматургию произведений крупной формы. Со временем, однако, его искусство становится серьезнее, насыщеннее, масштабнее, хотя артист еще "грешит" подчас чрезмерно быстрыми темпами и пианистической "скороговоркой".

Артистическая карьера Кетчена оборвалась на взлете, в тот момент, когда лучшие качества его таланта лишь начали соединяться в единое целое, формировать законченный облик серьезного мастера. О том, как много обещал этот пианист, свидетельствуют записи, сделанные им в 60-е годы. Среди них - проникновенные, полные романтического пафоса интерпретации концертов Шумана, Грига, Листа (№ 1), Рахманинова (№ 2), блестящие по виртуозности исполнения концертов Прокофьева (№ 3) и Бартока (№ 3), "Голубой рапсодии" Гершвина и "Исламея" Балакирева. Более спорными остались его трактовки двух концертов Моцарта (№ 20 ре минор и № 25 до мажор), где Кетчену, при всем мастерстве, недостает легкости и элегантности. Зато великолепным образцом его искусства стала пластинка, озаглавленная "Блестящая фортепианная музыка", на которой собраны записанные артистом в разные годы пьесы Брамса, Листа, Мендельсона, Шопена, Дебюсси и де Фальи. Как заметил немецкий критик И. Харден, "игра Джулиуса Кетчена делает само название пластинки абсурдным, ибо ничто так мало не соответствует ей, как слово "блестящая": хотя 38-летний американец действительно является блестящим виртуозом, но он не удовлетворяется воспроизведением эффектной музыки. Напротив, едва ли найдется еще один пианист его поколения, способный исполнять эти пьесы с такой страстной интенсивностью, чувством формы и выразительностью. Мелодии приобретают редкую пластичность с помощью мастерской агогики, акценты и сфорцандо играются исключительно подчеркнуто, но, несмотря на это, его игра остается спонтанной и непринужденной".

Лебединой песней Кетчена стали большие циклы концертов и серии записей на пластинку, запечатлевшие его интерпретацию всех произведений для фортепиано с оркестром и ряда сольных сочинений позднего Бетховена, а также собрание фортепианных произведений Брамса на семи пластинках, удостоенное уже после смерти артиста "Гран-при" Французской академии грампластинки и переиздававшееся с тех пор неоднократно. Эти интерпретации при всем их чисто пианистическом совершенстве далеко не бесспорны в интерпретаторском отношении; они отражают исполнительский облик артиста, находящегося в пути, в поиске. Но множество замечательных красот, интересных находок, особенно в произведениях средней формы - интермеццо, Венгерских танцах и рапсодиях Брамса - еще раз говорит о том, к каким ярким открытиям мог бы прийти Джулиус Кетчен.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!