КЕЙПЕЛЛ Уильям (20. IX 1922-29. X 1953)

На американском музыкальном горизонте этот артист сверкнул, как метеор, и ушел навсегда, оставшись в, истории пианизма легендой. Ореол, которым овеяно его имя, не блекнет с годами и вызывает не только у любителей музыки, слышавших его игру, но и у специалистов трепет, подобный тому, который вызывает имя легендарного актера Джеймса Дина у целого поколения любителей кино. Причины такой идеализации облика артиста не просто понять людям, не слышавшим его в концертном зале. Вероятно, к убежденности в феноменальной одаренности пианиста добавлялась гордость за то, что Кейпелл был, пожалуй, первым пианистом, рожденным в Америке, которому удалось прославиться не только на родине, но и за рубежом: в 1945 году ему аплодировали в Австралии, в 1946 - в Южной Америке, в 1947- в странах Европы.

Как мы видим, Кейпелл начал выступать и пожинать лавры хотя и рано, но отнюдь не беспримерно рано. Учиться музыке он начал необычно поздно, хотя и проявлял тягу к ней с раннего детства. Лишь с 10 лет он начал брать уроки игры на рояле у Д. Андерсон в Манхеттене. А уже через несколько недель вышел победителем в соревновании своих сверстников - учащихся музыкальных школ. Это не было началом запоздалого вундеркиндства: юноша окончил колледж, получил стипендию для продолжения учебы и поступил в Филадельфийскую консерваторию, в класс О. Самаровой-Стоковской.

До 18 лет Кейпелл лишь однажды предстал перед широкой публикой, завоевав право выступить с Филадельфийским оркестром. Но сезон 1940/41 года стал для него переломным. Он переехал в Нью-Йорк вместе со своим педагогом и продолжил занятия в Джульярдской школе. Вскоре Кейпелл становится победителем конкурса имени Наумбурга и вновь выступает с Филадельфийским оркестром, исполняя концерты Сен-Санса (соль минор) и Бетховена (до минор). Успех был так велик, что Орманди, Кусевицкий и другие крупнейшие дирижеры наперебой приглашают его сотрудничать с их коллективами.

Уже в сезоне 1942/43 года Кейпелл становится, по подсчетам статистиков, самым занятым и, следовательно, самым желанным для публики американским пианистом. Каждый его концерт сопровождается небывалыми овациями. Его репертуар растет от года к году, причем, наибольший восторг публики вызывает его исполнение концертов для фортепиано с оркестром. К числу высших достижений артиста печать относит интерпретацию Третьего концерта Прокофьева, впервые сыгранного им в "Карнеги-холле", и едва ли не первое в США исполнение Концерта Хачатуряна, которое и до сих пор многие там считают непревзойденным. В любом репертуаре Кейпелл буквально потрясал слушателей стихийной виртуозностью, неистовым темпераментом, интуитивно безошибочным чувством формы, ритма, благородством фразировки. Касаясь его интерпретации Концерта Прокофьева, американский музыковед Г. Залесски пишет: "Кейпелл играл с беспредельным огнем и подъемом, его звук временами становился жестким, но всегда передавал сверкание и дерзость этой музыки. Техническая виртуозность обжигала, перед уверенностью и подъемом исполнения невозможно было устоять. 0н обладал той редкой искрой, которая и определяет разницу между мастерством и величием - талантом гипнотизировать публику и исполняемой музыкой, и своей личностью".

Уильям Кейпелл погиб в авиационной катастрофе, возвращаясь из очередного турне по Австралии. Он оставил не слишком много записей. Но достаточно вслушаться в его исполнение листовского "Мефисто-вальса", чтобы понять восхищение А. Чесинса, писавшего: "Благородство его выразительности и абсолютное совершенство мастерства живут в его пластинках. Ему было 22 года, когда он записал „Мефисто-вальс", но и этого вполне достаточно, чтобы уверенно поставить его в один ряд с гениями пианизма нашего века". Г. Шонберг считает, что "Кейпелл был на пути к тому, чтобы стать одним из величайших пианистов своего времени". Трудно сказать сегодня, кем бы стал этот артист, какое место занял бы он среди массы "хороших и разных" современных пианистов. Одно несомненно - талант его был действительно велик и далеко не исчерпан до конца.

С 1971 г. в Мэриленде проводится Международный конкурс пианистов имени Капелла.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!