Анатолий КАТЦ

КАТЦ Анатолий Иосифович (р. 10. VII 1936)

Вот уже много лет этот пианист активно работает в Саратове. От волжских берегов он "оторвался" лишь на три года, чтобы пройти аспирантуру в Московской консерватории под руководством Н. П. Емельяновой. К тому времени он уже окончил Саратовскую консерваторию по классу А. О. Сатановского (1960). Три "московских года" сыграли важную роль в становлении его таланта. Катц успел принять участие в двух соревнованиях и оба раза выступил удачно: в 1961 году получил четвертую премию на Всесоюзном конкурсе, а в 1963-м - занял второе место на конкурсе "Пражская весна", собравшем много одаренных музыкантов.

Саратовские любители музыки хорошо знакомы с творчеством пианиста. За долгие годы им сыграно множество произведений классической и современной музыки. Нередко его выступления носят и просветительский характер, в частности, проведенный им телевизионный цикл "Встречи у рояля". Многие современные сочинения были впервые представлены саратовским слушателям именно этим артистом. Среди них, например, "Четыре темперамента" П. Хиндемита, Музыка для фортепиано, струнных и литавр П. Плакидиса, симфония для фортепиано и оркестра "Возраст тревоги" Л. Бернстайна. Он выступает также как органист и клавесинист, участвует в различных камерных ансамблях, в том числе с саратовскими музыкантами - виолончелистом Л. Гохманом (сонаты Бетховена, Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Бриттена), певицей Л. Логиновой (сочинения Баха, Векерлена, циклы Б. Тищенко, М. Таривердиева). "Игре Катца,-пишет музыковед М. Гейлиг,- свойственны необычайная ясность исполнительского замысла, его продуманность до мельчайших деталей, убежденность в правоте избранного творческого решения, четкость донесения своей интерпретации до слушателя... В своей игре он тяготеет к мягкому звуку, даже в fortissimo. Ему несвойственна тенденция к резкому противопоставлению нюансов. Обычно пианист старается найти плавный переход динамических градаций, дать отзвучать до конца мелодическим линиям". Этими качествами отмечены его интерпретации многих произведений Баха, Вебера, Мендельсона, Шопена, Шумана, а также русских композиторов, творчество которых занимает важное место в его репертуаре. Одна из программ артиста была озаглавлена "Русская фортепианная музыка XIX века"; в ней были представлены сочинения Глинки, Балакирева, Бородина, А. Рубинштейна, Лядова, Скрябина.

Сегодня он один из ведущих профессоров консерватории и художественный руководитель филармонии. За долгие годы концертной деятельности сыграл множество сольных и симфонических программ в городах России и странах СНГ. Активно гастролирует за рубежом. В 2005-2006 годах состоялись гастрольные поездки по городам Италии.

В исполнительском облике пианиста привлекают, прежде всего, артистизм, культура звука, тонкий лиризм, внутренняя сокровенность. Этими качествами отмечены его интерпретации сочинений Шопена, Шуберта, Шумана и других романтиков, а также русских композиторов, творчество которых занимает важное место в его репертуаре. Особо следует подчеркнуть интерес Анатолия Катца к музыке композиторов ХХ века. Он является первым в России исполнителем таких сочинений как «Век тревог» Леонарда Берн-стайна и «Ritmica ostinata» Акиро Ифукубе, постоянно включает в свои программы сочинения А.Шёнберга, А.Шнитке, Г.Уствольской и других.

Продолжает активную исполнительскую и преподавательскую деятельность, проводит мастер-классы в консерваториях Италии, на фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), участвует в работе жюри международных конкурсов в России и за рубежом.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!