Киприен КАТСАРИС

КАТСАРИС Киприен (р. 1951)

Первую попытку выйти на артистическую арену уроженец Кипра сделал в 1970 году, приняв участие в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Тогда он был еще весьма неопытен, только что окончил Парижскую консерваторию, где его учителями были А. фон Баренцен и М. де ля Брюшольри. Молодой пианист продемонстрировал незаурядную музыкальность и был удостоен почетного диплома (которым, как заметил П. Коссе, некоторые артисты на Западе беззастенчиво пользуются, пожиная лавры "лауреатов" и даже победителей любого соревнования). Катсарис остался вполне удовлетворен полученным отличием. Два года спустя он вновь попытал счастья на крупном соревновании - конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, и на сей раз дошел до финала, но его техническая оснащенность по-прежнему оставляла желать лучшего. Результат - 9-е место. И наконец еще через два года Катсарис добился своей цели, выйдя победителем довольно сильного Международного конкурса имени Д. Циффры в Версале. При этом важна была не только первая премия; специалисты обратили внимание, что артист сыграл весьма трудную программу, состоявшую преимущественно из виртуозных сочинений, безупречно.

Этого багажа вполне хватило Киприену Катсарису, чтобы завоевать "место под солнцем", хотя художественная сторона его исполнения, содержательность интерпретации еще были далеки от идеала. В ту пору ему повезло: французское телевидение сняло небольшой фильм об артисте, который демонстрировался во многих странах и способствовал его известности. Но пианист не довольствовался достигнутым. Он настойчиво совершенствуется, разучивает новые программы, все чаще обращаясь к малоизвестным сочинениям, смело экспериментирует. Так, некоторое время он выступает в дуэте с прима-балериной "Гранд-опера" Ноэль.Понтуа в своеобразных вечерах музыки и танца.

В 1977 году его репутация была уже столь высока, что сам Л. Бернстайн приглашает его в Лондон для исполнения одной из четырех фортепианных партий в "Свадебке" Стравинского: его партнерами оказались М. Аргерих, К. Цимерман, О. Франчеш. Осенью того же года артист получает отличие на Международной трибуне молодежи "Интерфорум" в Братиславе. В 1978 году ему доверили высокий пост художественного руководителя музыкального фестиваля в Энтернахе (Люксембург). Катсарис немало сделал для укрепления репутации этого праздника музыки как организатор, оставаясь при этом в тени как пианист. (Немало способствовал он, в частности, приглашению в Энтернах советских артистов.) Впрочем, многочисленные пластинки, наигранные им в последнее десятилетие, принесли ему достаточно широкую известность, которую он закрепил выступлениями во многих культурных центрах Европы.

К началу 80-х годов Катсарис уже достиг той степени зрелости, когда художественные намерения пришли в равновесие с его техническими возможностями. Его искусство отличают полная свобода владения материалом, красочность исполнения, импровизационное начало: артист не предлагает публике "окончательных решений" той или иной пьесы, почти никогда не повторяется в трактовках, неустанно ищет новые выразительные возможности. "Молодой пианист, который владеет инструментом во всех тонкостях,- писала болгарская газета "Народна култура",- моделирует музыкальные образы подчеркнуто пластично и как бы освещает их под неожиданным углом зрения, открывая в них скрытые ресурсы. Его игра красива, изящна, светла. Это творение поэтической фантазии - правдивое и условное одновременно".

Своеобразны и программы Катсариса. Наряду с традиционными "столпами" пианистического репертуара, такими как концерты Брамса (№ 2), Рахманинова (№ 3), Чайковского (№ 1), он охотно играет и менее известные сочинения - Венские сонатины Моцарта или оперные транскрипции Листа. И на пластинке и в концерте тщательно продумывает свои программы, нередко составляет их по тематическому принципу. Так, большой успех в Париже и других городах имела его программа "Концерт-пастораль", в котором звучали сочинения Бетховена и Листа, а также никем не исполняемая листовская транскрипция Шестой - "Пасторальной" симфонии Бетховена (артист намерен разучить и записать все симфонии Бетховена в переложениях Листа). Другая программа носила название "Радостные предчувствия, гроза и благодарные чувства после грозы". Одобрительно встретила критика альбом "танцевальных" пьес Скрябина. Другой альбом содержит фортепианные миниатюры композиторов разных времен, в том числе пьесы Римского-Корсакова, Прокофьева, Шедрина. Словом, Катсарис - ищущий музыкант, который способен преподнести слушателям еще немало неожиданностей.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!