КАРОЛИ Юлиан (р. 31. I 1914)

Венгерский музыкант, уже несколько десятилетий живущий и работающий в Мюнхене, представляет собой в известном смысле "средне-арифметическое" европейского пианизма. Это объясняется как характером его дарования, так и особенностями процесса его становления. Он учился сначала в Будапеште у М. Варро, затем в Мюнхене у выдающихся немецких педагогов И. Пембаура и М. Пауэра, наконец, у А. Корто; некоторое время Кароли брал уроки также у Е. Донаньи. Все это привело к тому, что весьма различные влияния и принципы в его искусстве как бы синтезировались. Вместе с тем, не обладая яркой и оригинальной индивидуальностью, он в чисто музыкальном и пианистическом отношении щедро одарен природой и с одинаковым успехом берется за произведения самые различные по стилю, эпохе, характеру, наконец, техническим задачам, которые они ставят перед исполнителем.

Это принесло Кароли репутацию пианиста хотя и не высшего ранга, но зато весьма стабильного, крепкого. Сказанное не означает, конечно, что у него нет сейчас собственного лица. Артиста отличают элегантность интерпретаторской манеры, великолепная мелкая техника, тонкое чувство колорита, умение достигать ярких контрастных сопоставлений и динамики, и звука. Эти особенности и определяют художественные результаты, в том или ином репертуаре. Пожалуй, ближе всего Кароли музыка Шопена и Листа. Программа первого концерта, данного 12-летним мальчиком, состояла из произведений Шопена. Спустя восемь лет он пробовал свои силы в Шопеновском конкурсе в Варшаве и был замечен критикой, хотя и не получил награды. "Серьезное отношение Кароли к музыке поставило его над другими участниками конкурса и сделало фаворитом",- констатировала „Газета Варшавска" и предсказывала: "Если развитие Кароли как артиста и впредь пойдет по естественной линии, то, несомненно, мир заговорит о нем". Прогноз в целом оправдался.

Многократно выступал Кароли в крупнейших городах мира, в том числе в Лондоне и Нью-Йорке с большими, почти всеобъемлющими шопеновскими циклами. Кое-где даже укоренилось среди любителей музыки выражение "Кароли-фемили", что обозначало членов одной семьи почитателей этого артиста. Шопен у Кароли близок к Листу по масштабной виртуозности и красочности, а его Лист, по мнению критиков, в свою очередь "симпатизирует" Дебюсси по своему импрессионистическому инструментальному колориту и лирической прозрачности. По-листовски, в большом виртуозном стиле звучат у пианиста и оба концерта Шопена, где на первый план выдвигаются не мягкий лиризм, а романтическая приподнятость. Такое смещение акцентов далеко не всем представляется убедительным, но именно так Кароли компенсирует (а может быть, точнее сказать, камуфлирует) отсутствие глубокой поэзии и внутренней взволнованности музыки. И все же, особенно в мелких пьесах, его игре нельзя отказать в привлекательности, особой доверительности тона, помогающим артисту стирать грань между залом и сценой и пользоваться успехом у публики.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!