КАМЫШОВ Валерий Константинович (р. 22. VI 1943)

Техническая подготовленность инструменталистов послевоенных поколений почти всегда находится на самом высоком уровне. Теперь чуть ли не каждому студенту консерватории под силу такие сложные произведения, как Третий концерт Рахманинова или си-минорная Соната Листа. Однако и на подобном фоне выделяются виртуозы, обладающие редким пианистическим аппаратом. В этом ряду достойное место принадлежит и Камышову.

"Валерий Камышов всегда вызывает у меня восхищение своей влюбленностью в искусство, благородным чувством прекрасного. У него много музыкальных идей и уникальная виртуозность". Эти слова принадлежат Я. В. Флиеру, по классу которого молодой пианист окончил Московскую консерваторию (1966) и до 1968 года занимался в аспирантуре. Конечно, не одна только отточенная виртуозность отличает музыканта. Да и вряд ли столь ограниченный багаж мог бы принести ему высокие лауреатские награды на Всесоюзном конкурсе 1961 года (вторая премия), а тем более на Конкурсе имени Чайковского (1962 год, пятая премия) и брюссельском соревновании имени королевы Елизаветы (1968 год, вторая премия).

Характерно, что Я. В. Флиер обратил внимание и на его "влюбленность в искусство, благородное чувство прекрасного". Действительно, Камышов - человек и артист с чрезвычайно широким художественным кругозором, идет ли речь о музыке, литературе или живописи. И это, безусловно, обогащает его интерпретаторские концепции. Темпераментным напором отмечены его трактовки виртуозных пьес Листа, рахманиновской Рапсодии на тему Паганини, Седьмой сонаты Прокофьева; ритмической живописью полны "Венгерские танцы" Брамса; захватывающим размахом пронизан в его исполнении Первый концерт Чайковского. В последние годы пианист уделяет пристальное внимание и шопеновской музыке; именно произведения великого польского композитора составили программы ряда монографических клавирабендов Валерия Камышова.

Обращая внимание на романтический "уклон", характерный для творческого облика Камышова, рецензент журнала "Музыкальная жизнь" И. Сниткова писала в 1980 году: "В музыке Шуберта, Шопена, Листа, Брамса, Рахманинова (а именно эти авторы в значительной степени составляют основу репертуара пианиста) запечатлен тот образно-эмоциональный строй, который наиболее созвучен натуре музыканта. При всей эмоциональной приподнятости, броской артистичности игра Камышова отличается четкой продуманностью деталей, логичностью в развертывании крупных построений".

В то же время за последние годы Камышов активно осваивает пласты старинной и современной музыки. Значительный интерес, скажем, вызвали его выступления совместно с ансамблем ударных инструментов под управлением М. Пекарского. Увлекшись клавесином, он познакомил слушателей с мало известными у нас сочинениями Ф. Куперена, исполнил (в дуэте с органистом О. Янченко) новый инструментальный вариант "Искусства фуги" Баха. Так что творческая неуспокоенность и сегодня характерна для зрелого артиста.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!