Все пианисты. История фортепиано - Жуков Игорь
Игорь ЖУКОВ

ЖУКОВ Игорь Михайлович (р. 31. VIII 1936)

Каждый сезон фортепианные вечера этого пианиста привлекают внимание любителей музыки содержательностью программ и нешаблонностью художественных решений. Жуков работает с завидной интенсивностью и целеустремленностью. Так, за последнее время он приобрел репутацию "специалиста" по Скрябину, исполнив в концертах множество произведений композитора и записав все его сонаты. Такой сонатный альбом Жукова выпустила в сотрудничестве с "Мелодией" американская фирма "Энджел". Можно отметить и то, что Жуков один из немногих пианистов, включивших в свой репертуар все три концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. В поисках резервов пианистической литературы он обращается и к полузабытым образцам русской классики (Фортепианный концерт Римского-Корсакова), и к советской музыке (помимо С. Прокофьева, Н. Мясковский, Я. Иванов, Я. Коха и другие), и к современным зарубежным авторам (Ф. Пуленк, С. Барбер). Удаются ему и пьесы мастеров далекого прошлого. В одной из рецензий журнала "Музыкальная жизнь" отмечалось, что он открывает в этой музыке живое человеческое чувство, красоту формы. "Теплый отклик аудитории вызвали изящная „Дудочка" Дандрие и грациозное „Паспье" Детуша, мечтательно-печальная „Кукушка" Дакена и стремительная "Жига".

Все это, конечно, не исключает и обычных концертных пьес - репертуар пианиста чрезвычайно широк и вбирает в себя бессмертные шедевры мировой музыки от Баха до Шостаковича. И здесь сказывается интеллектуальный склад дарования пианиста, на что обращают внимание многие рецензенты. Один из них пишет: "Сильные стороны творческой индивидуальности Жукова - мужественность и целомудренная лирика, образная яркость и убежденность в том, что он делает в каждый данный момент. Это пианист активного стиля - вдумчивый и принципиальный". С этим соглашается Г. Цыпин: "Во всем, что делается им за клавиатурой инструмента, ощущаются солидная продуманность, обстоятельность, взвешенность, на всем лежит отпечаток серьезной и требовательной художественной мысли". Творческая инициативность пианиста сказалась и в ансамблевом музицировании Жукова совместно с братьями Г. и В. Фейгиными. Это инструментальное трио предложило вниманию слушателей цикл "Исторических концертов", в который вошла музыка XVII-XX веков.

Во всех начинаниях пианиста так или иначе сказываются некоторые принципы нейгаузовской школы - в Московской консерватории Жуков учился сперва у Э. Г. Гилельса, а затем у самого Г. Г. Нейгауза. Именно с тех пор, после успеха на Международном конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо в 1957 году, где он завоевал вторую премию, и началась регулярная концертная деятельность артиста.

Теперь центр тяжести его артистической карьеры сместился в другую сферу: любители музыки чаще встречаются с Жуковым-дирижером, нежели с пианистом. С 1983 он возглавлял Московский камерный оркестр. В настоящее время руководит Муниципальным камерным оркестром г. Нижний Новгород.

Записывается на фирме «DELOS».

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!