Юджин ИСТОМИН

ИСТОМИН Юджин (Евгений) (р. 26. XI 1925 - 10. X 2003)

В начале 60-х годов печать США рекламировала Юджина Истомина как "наиболее часто выступающего за рубежом американского пианиста". И это соответствовало истине. Новое поколение талантливых мастеров фортепианной игры во главе с Клиберном только выходило на международную арену, когда Истомин находился уже, можно сказать, в зените славы.

Признания он добился быстро. Сын русских родителей, Юджин Истомин прошел хорошую школу под руководством Р. Серкина в филадельфийском Институте Кертиса и отметил свое совершеннолетие победой на конкурсе имени Левентритта 1943 года. Тогда это соревнование не носило еще международного характера, но резонанс его как крупнейшего в США был уже весьма велик. Победителю предоставили право выступить с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Сыграв Второй концерт Брамса, он покорил сердца не только публики, но и критиков. Маститый Пол Генри Ланг писал в "Нью-Йорк тайме": "За последнее время мы услышали множество пианистов, приезжавших к нам с исключительной репутацией, основанной на граммофонных пластинках. Так вот, этого молодого человека я не променяю на всех них, вместе взятых".

Вот почему Истомин одним из первых после войны отправился в Европу. Однако по мере того, как начали выдвигаться новые талантливые артисты, успешно выдерживавшие серьезнейшие испытания на международных конкурсах, Истомин оказался несколько отодвинутым на второй план. И это тоже было естественным. По сравнению с Кетченом или Джайнисом ему не хватало оригинальности, размаха. Тем не менее этот артист закономерно занял достаточно прочное положение в музыкальном мире. В нем признали тонкого музыканта-лирика, мастера фортепианного звука, безупречного стилиста. Все это Истомин подтвердил и во время гастролей в СССР, состоявшихся в 1965 году. Впечатление от его концертов В. Тимохин резюмировал так: "Истомин не стремится захватить воображение слушателей масштабностью своей исполнительской концепции, стихией чувств, титаническим накалом страстей, броскостью и остротой контрастов. Очевидно, пианиста влекут иные художественные задачи. Его искусство привлекает прежде всего высокой пианистической культурой, изяществом, богатством звуковых красок, несомненной стилистической тонкостью". Эти черты позволили артисту передать классический дух сонаты Гайдна и неоклассичность сонаты Стравинского; в его интерпретациях Шуберта и Шопена преобладали лирические краски, а в бетховенской сонате "Аврора" недоставало внутреннего динамизма. Недостает этого и пианистически безупречным записям концертов Брамса и Баха. И все же мы убедились, что высокая репутация Истомина в значительной своей части заслуженна.

Юджин Истомин много концертировал, записывался на пластинки. Значительную страницу в его биографии составляет игра в дуэтах и других камерных ансамблях, где лучшие качества артиста раскрываются в полной мере. В частности, мировую известность завоевало трио, которое составляют скрипач И. Стерн, пианист Ю. Истомин и виолончелист Л. Розе. Первые двое являются также постоянными партнерами в сонатных вечерах.

С 1980 Истомин был художественным руководителем Кеннеди-центра (Вашингтон).

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!