ИОХЕЛЕС Александр Львович (11. III 1912- 19. VI 1978)

Конкурсная история в нашей стране насчитывает около полувека. Уже Первый всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей 1933 года познакомил слушателей с интересными творческими индивидуальностями. Вторая премия на этом соревновании была присуждена Александру Иохелесу, за год до того окончившему Московскую консерваторию по классу К. Н. Игумнова. И после конкурса он продолжал до 1935 года учиться у выдающегося педагога в аспирантуре.

В своих московских концертах и гастрольных выступлениях артист исполнил огромное количество самых разнообразных произведений. Однако еще до войны критики подчеркивали, что "Александр Иохелес принадлежит к числу немногих наших пианистов, не удовлетворяющихся общепринятым репертуаром". Эта тенденция получила свое развитие и в послевоенный период. Именно он познакомил советских слушателей с Фантазией К. Дебюсси, Концертино А. Онеггера, "Негритянской рапсодией" Ф. Пуленка; впервые исполнил концерты О. Тактакишвили, К. Макарова-Ракитина, О. Гордели, А. Долуханяна. Немало премьер было и в программах постоянно выступавшего на протяжении пятнадцати лет (1943-1958) инструментального трио А. Иохелес - М. Затуловский - Г. Цомык. В наши дни подавляющее большинство концертантов отказалось от исполнения фортепианных транскрипций. Иохелес - среди немногих, кто отстаивал их право на существование. Так, в одном из клавирабендов 60-х годов он целое отделение посвятил транскрипциям произведений Баха, Генделя, Глюка. В этих репертуарных исканиях, как, впрочем, и в самой пианистической манере артиста, отчетливо проявлялось неизменно присущее ему интеллектуальное начало. "Это музыкант высокой культуры,- отмечал журнал "Советская музыка",- его игре чужд элемент случайности, в ней все заранее взвешено и определено, как в общем замысле, так и в любой детали".

Высокий авторитет завоевал Иохелес и как педагог. Долгое время он преподавал в Московской консерватории; затем был профессором Тбилисской консерватории (1946-1952) и, наконец, с 1952 года вел фортепианный класс в Институте имени Гнесиных.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!