ИОХАННЕСЕН Грант (р. 30. VII 1921)

Среди многих американских пианистов послевоенного поколения Грант Иоханнесен - пожалуй, единственный, в ком отчетливо и до известной степени причудливо переплелись влияния австро-немецкой и французской школ. Формально, по внешним признакам это легко объяснимо: профессиональное образование артист получил в Принстоне под руководством корифея французского пианизма Робера Казадезюса (1941-1946), а совершенствовался у последователя Бузони - Эгона Петри в фортепианном классе Корнельского университета. Но в силу особенностей творческой индивидуальности артиста до конца органичного сплава из этих двух влияний так и не получилось.

И тем не менее Иоханнесен вырос в крупного, разностороннего артиста, одинаково свободно чувствующего себя в самых различных пластах музыки. Достаточно сказать, что в его постоянном репертуаре - концерты Баха, Брамса, Шопена, Грига, Сен-Санса и вместе с тем концерты таких композиторов нашего века, как Дариус Мийо или мексиканец Карлос Чавес. Артист часто выступает с бетховенскими циклами, в том числе с исполнением всех пяти концертов, и наряду с этим значительную часть его программ составляет французская музыка: Франк, Равель, Форэ... Во всем этом сказывается, разумеется, воздействие сильной личности его первого педагога - Робера Казадезюса.

Впрочем, французская музыка - дело особое. Один из критиков как-то назвал ее "несчастной любовью пианиста". Действительно, на протяжении многих лет он не только выносит на суд слушателей свою трактовку сочинений известных авторов, но и включает в орбиту своих интересов забытую музыку и забытые имена. Недавно, например, вышла пластинка, на которой записаны фортепианные пьесы П. Дюка, Д. де Северака и А. Русселя. В США эти его усилия были оценены по достоинству. "Лучшего американского пианиста для такой задачи не найти: он играет эту музыку так, как она того требует,- с чистотой, красивым звуком и содержательностью",- писала газета "Нью-Йорк тайме", откликаясь на выход в свет альбома с записью полного собрания фортепианных сочинений Г. Форэ, сделанной Г. Иоханнесеном. Однако в Европе его интерпретация французской музыки вызывает куда более сдержанную реакцию.

Иоханнесен сравнительно поздно начал концертировать. Его дебют в США состоялся в 1944 году, а в Европе он побывал впервые в 1947 году, причем, его концерты не получили особого резонанса. Но впоследствии артистическая деятельность его развивалась весьма интенсивно, и к началу 60-х годов он уже объездил практически весь мир, включая Индию, Японию, Аляску, Австралию. Знакомство с ним советской аудитории произошло в 1963 году. Уже тогда критики, отметили уверенность его игры, поэтическую мягкость, благородство звука, умение слушать музыкальную ткань произведения. "Можно предположить, что те, кто более всего ценит в интерпретации юношескую непосредственность выражения чувства, пламень темперамента, самозабвенную увлеченность, не признают заокеанского пианиста „героем своего романа". Однако и они отдадут должное его совершенной, безупречной, почти „незаметной" технике, богатому арсеналу средств выразительности, великолепному умению применять все эти средства в процессе решения сложнейших художественных и стилистических задач". Так характеризовала впечатление, оставленное артистом, газета "Советская культура". Последующие неоднократные приезды Иоханнесена в нашу страну в целом подтвердили это впечатление.

Концертную деятельность Иоханнесен уже давно сочетает с педагогической. В 1977 году он был назначен директором Кливлендского музыкального института, где и до этого вел класс фортепиано.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!