ИХАРЕВ Александр Иванович (11.IX 1929-1986)

Музыкальные данные обнаружились у Ихарева в раннем детстве, однако систематически он стал заниматься на рояле лишь в пятнадцатилетнем возрасте. Впрочем, как музыкант он развивался довольно быстро, и уже в 1950 году с ним познакомилась аудитория Большого зала Ленинградской филармонии. Лишь через пять лет Ихарев окончил фортепианный класс М. Я. Хальфина в Ленинградской консерватории, а затем (до 1958 года) занимался у своего профессора в аспирантуре. Уже к тому времени кристаллизовались особенности его артистического почерка: он привлекал, в первую очередь, лиричностью своего дарования, продуманностью исполнительских концепций, точным ощущением формы. "Природные технические данные молодого музыканта скромны,- писала в 1958 году С. М. Хентова,- но, зная пределы своих возможностей, Ихарев не стремится к мощной виртуозности. Кульминационные моменты основываются больше на умелом соотношении градаций". Естественное развитие артиста не изменило основы его пианистического искусства. Оценки 70-х годов вполне сопоставимы с уже приведенными словами: "Пианиста не назовешь виртуозом в привычном понимании слова,- отмечает Н. Растопчина.- Он не потрясает слушателей головокружительными темпами, феерическими пассажами, каскадами октав. Но он великолепно владеет секретами фортепианного мастерства, помогающими ему свободно преодолевать любые трудности".

В справедливости последнего тезиса легко убедиться, прослушав в исполнении Ихарева хотя бы такие фундаментальные образцы фортепианного репертуара, как сонаты Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Прокофьева, "Крейслериану" и Симфонические этюды Шумана, концерты Чайковского и Рахманинова, пьесы Шуберта, Дебюсси, Скрябина, Бартока, советских композиторов. Один из рецензентов подчеркивал, что Ихарев "великолепно слышит фортепианную фактуру, с умной осмотрительностью распределяет „светотени"; логичную композицию образуют все „узоры" музыкальной ткани сочинения, которое он исполняет. Превосходно ощущение и самой звучащей материи".

Сразу по окончании Ленинградской консерватории Ихарев начал здесь и свою педагогическую деятельность; в 1968 году он получил звание профессора.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!