Игорь ХУДОЛЕЙ

ХУДОЛЕЙ Игорь Леонидович (4. VII 1940 - 2001)

Заслуженный артист России

В 1970 году в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина проводился Всесоюзный конкурс на лучшую концертную программу. Одним из его победителей стал Игорь Худолей. И в этом была своя закономерность: ведь в соревновательной программе значительное место должна была занимать советская музыка, а пианист всегда уделял и уделяет особое внимание творчеству композиторов XX века. Так, в его программах мы находим "Сарказмы" С. Прокофьева, Первую сонату Д. Шостаковича, Третью - Д. Кабалевского, полифонические прелюдии Р. Щедрина, а также 6 пьес (соч 19) А. Шёнберга, сюиты "1922 год" П. Хиндемита и "Куклы" Э. Вила Лобоса, Первую сонату А. Берга. Такой интерес к современному творчеству, возможно, объясняется и тем, что Худолей сам активно занимается композицией, некоторые свои фортепианные сочинения играет в концертах. Здесь можно упомянуть, к примеру, сюиту "Лесные картинки", "Поэму", транскрипцию Ночи на Лысой горе" Мусоргского. Уроки композиции он брал в Московской консерватории у С. А. Баласаняна, а окончил консерваторию в 1964 году по классу фортепиано Я. В. Флиера. Завершение студенческой поры было ознаменовано в жизни музыканта и успехом на Международном конкурсе имени Виана да Мота в Лиссабоне, где он завоевал четвертую премию. Затем, до 1967 года, пианист совершенствовался у Я. В. Флиера в аспирантуре.

Наряду с современной музыкой Худолей располагает и обширным классическим репертуаром, в котором фортепианные миниатюры соседствуют с сонатами Моцарта и Бетховена, "Картинками с выставки" Мусоргского, концертами Баха (фа минор), Моцарта (№ 20), Бетховена (№ 4), Брамса (№2), Чайковского (№1), Рахманинова (№ 2), Скрябина. Критики указывают на серьезность эстетических принципов пианиста, углубленность его интерпретаций, стремление взглянуть на любое произведение свежим, непредвзятым взором. Это приводит подчас к спорным решениям, но не оставляет слушателей равнодушными. Так, в Моцарте он подчеркивает прежде всего драматичность, мужественность, заостряет контрасты; несколько аскетично, строго звучит у него Шопен, в Листе, при всей экспрессии, проступает интеллектуальное начало, и здесь, и в других репертуарных слоях определяющее конструктивную четкость его исполнительских построений.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!