Так вот они, клавикорды!

Каков же этот новый, входящий в XIII веке в музыкальный быт Западной Европы, на этот раз настоящий многострунный клавишный инструмент?

Проскользнувшее в 1210 году у Жироде Калансон название "кларихорд", очевидно, произошло от соединения двух латинских слов clarus (ясный, светлый) и chorda (струна). Это должно было означать, что был создан инструмент с ясным, светлым звуком. Вскоре появляется второе, более точно характеризующее новый музыкальными инструмент название - клавикорд (клавихорд), в основу которого было положено латинское слово clavis (ключ) или же clavus (гвоздь). Это слово дает двоякое толкование струнного инструмента с ключами (которые мы теперь называем клавишами), или с гвоздями.

Первое изображение клавикорда (Веймарская Книга чудес, 1440 г.)

Новое название довольно быстро входит в обиход западноевропейских народов, а прежние названия переходного периода (монохорд, маникорд, кларихорд, eschiquier Schachbrett и другие) постепенно забываются и исчезают из употребления.

К началу XV века клавикорды получают широкое распространение и применение у народных музыкантов, а также в домашнем быту. В те времена инструмент был еще очень простым по устройству и портативным: его можно было легко переносить с места на место, при игре он ставился на любой стол, или даже просто на колени играющего. Сохранившийся рисунок из Веймарской "Книги чудес" (1440) дает понятие о виде и размерах клавикорда того времени.

Достаточно широкое распространение клавикорда к началу XV века подтверждается рядом исторических свидетельств. Он упоминается в "Правилах для миннезингеров" Эбергардта Серена, датируемых 1404 годом. А к концу этого столетия клавикорды распространились так широко, и производство их так расширилось, что мы встречаем, например, в Базельской городской хронике 1490 года упоминание о споре, возникшем между конкурировавшими мастерами клавикордов, которых очевидно там было несколько.

Как же были устроены клавикорды и как они действовали? Обратимся к сохранившимся рисункам тех времен и к немногим инструментам этого рода, которые сохранились до нашего времени в музеях и коллекциях.

Прежде всего, попробуем расшифровать рисунок из Веймарской "Книги чудес". Из него видно, что, первоначально клавикорд представлял собою небольшой прямоугольный ящичек, длиной около 0,7-0,9 метра со струнами одинаковой длины, натянутыми параллельно длинным стенкам корпуса инструмента. В данном случае, если считать, что рисунок был выполнен достаточно точно, количество струн было небольшое, всего около двенадцати.

Поперек направлению струн, под резонансной декой клавикорда, шли клавиши, выходившие своими игровыми концами за пределы ящика клавикорда. Как видно, клавиши уже в то время делались неравной длины и неодинаковой формы. Более длинные и широкие, по-видимому, применялись для диатонического ряда звуков, а более короткие и узкие, соответствующие нашим черным клавишам - полутонам, вероятно, служили для извлечения хроматических и альтерированных звуков, а также для возможностей игры в некоторых ладах того времени. Хотя средняя часть клавиатуры на рисунке закрыта руками музыканта, все же можно видеть, что количество и расположение коротких клавиш того времени не соответствует принятому в настоящее время.

Каковы же были концы клавишных рычагов, входящие в корпус клавикорда и невидимые на рисунке, его механизм и способ возбуждения звуков? В разъяснении вопроса нам поможет изучение конструкции некоторых сохранившихся до нашего времени инструментов.

Механизм клавикорда

Как видно из рисунка, представляющего схему механизма клавикорда, устройство его было довольно простым и в общих чертах представляло следующее. Над верхней доской прямоугольного деревянного ящичка, которая изготовлялась из прямослойной еловой или кипарисовой древесины и служила резонансной декой усиливающей звук струн, натягивались в большем или меньшем количестве и в более или менее параллельном направлении струны из тонкой латунной проволоки. Клавиатура, состоявшая из 20 и более клавиш, расположенных в приблизительно перпендикулярном направлении к струнам, своими передними концами выходила за пределы ящика. Они удерживались в правильном положении планочками из рыбьих костей или иного материала, определяющими вертикальные пазы, в которых могли двигаться задние концы клавиш, находящиеся под струнами и отчасти под декой. Часто, для регулирования правильного положения, они снабжались особыми направляющими штифтами. Клавиши имели точки качания на стержнях, укрепленных на поперечной опорной планке. Вблизи задних концов клавиш, на их верхних сторонах вбивались или ввинчивались металлические штифты, или гвозди с плоскими, наподобие лезвия отвертки, верхними концами, называемыми тангентами. При нажатии клавиш тангенты поднимались, касались струн и прижимались к ним, деля их на два отрезка и приводя, вследствие происходящего при этом удара, в колебание. Чтобы колебания левых участков струн не примешивались к колебаниям правых, основных участков, и не создавали тем неблагозвучия, колебания левых участков струн сначала приглушали прикосновением ладони левой руки, впоследствии же стали оплетать их полоской материи, подобно тому, как это мы видим на задних концах струн современных роялей и пианино. Эта полоска материи одновременно играла роль глушителя (демпфера) звука всей струны после прекращения нажатия клавиши; освобожденная при этом от прикосновения тангента струна быстро приходила в состояние покоя.

Какой же звук имел клавикорд?

Приподнимающийся и подходящий к струне тангент ударом своего лезвия выводил ее из состояния равновесия и приводил в колебание. Левый, более короткий участок струны, оплетенный полоской материи, не принимал участия в нем. Правый же участок, от лезвия тангента до штифта на штеге, приходя в колебание, начинал звучать, пока сообщенная ему энергия не расходовалась на излучение и затухание. Звук клавикорда был всегда очень слабым, длился недолгое время и имел несколько звенящий "проволочный" тембр. Этому способствовало применение сравнительно слабо натянутых, очень тонких латунных или железных струн.

Благодаря простейшему устройству клавишно-тангентного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в следующие за ним мгновения. Слегка покачивая и заставляя дрожать нажатую клавишу, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" (дрожание, трепетание).

Кроме того, игра на клавикорде могла быть вообще очень связной, хотя при игре на первоначально применявшихся "связных" клавикордах нужно было отпускать одну клавишу перед ударом другой, если последняя извлекала более низкий звук из той же струны.