При чем тут шахматы?

Во второй половине XII века во Франции и Англии пользовался большой популярностью "Roman de Brut" англо-норманского поэта Ричарда Васа, появление которого относится к 1157 году. В нем упоминаются распространенные в то время в Западной Европе музыкальные инструменты и между ними... "английская шахматная доска" (Englisches Schachbrett eschiquier, exaquier, exquaquiel и т. п.).

Не случайно ли первое упоминание об английской шахматной доске и шахматной игре попадает в один список с названиями музыкальных инструментов? Или же этот вначале таинственный и заинтриговывающий eschiquier тоже является музыкальным инструментом?

Последующие столетия приносят нам еще ряд данных, подтверждающих, что eschiquier (Schachbrett и другие) считается музыкальным инструментом нового для Западной Европы типа. Упоминания об этом инструменте со странным "шахматным" названием особенно часто встречаются в XIV-XV веках, причем нередко указывается, что это - клавишный музыкальный инструмент со струнами. (О нем пишут Вильгельм Машо, поэт Евстахий Дэшан. Имеются документальные архивные данные о том, что в 1360 г. английский король Эдуард III подарил своему пленнику - французскому королю Джону музыкальный инструмент eschiquier. В 1371 г. герцог Бургундский Филипп II имел при своем дворе менестреля, который играл на eschiquier, а в 1385 г. тем же герцогом Бургундским Филиппом такой же инструмент был приобретен у одного монаха в Турнэ для придворной капеллы. В том же 1385 г. в письме к Жилю де Руэ упоминается покупка eschiquier. Наконец, в 1387 г. король Иоанн Арагонский, сестра которого была замужем за герцогом Бургундским Филиппом, обращается к последнему с просьбой прислать ему eschaquiel d'Angleterre, причем описывает этот инструмент, как орган, но звучащий от струн). Что же он из себя представлял и в какой связи находился с инструментами типа монохорда, органиструма и другими? Откуда произошло такое странное, "шахматное" его наименование? Наконец, при чем тут прилагательное "английский"?

Немало трудностей выпало на долю историков, прежде чем им удалось найти решение этих вопросов. Из них третий оказался самым легким: по-видимому, вначале музыкальные "шахматные доски" изготовлялись преимущественно в Англии, откуда их привозили в другие страны Западной Европы. Вот отчего их и стали называть "английскими".

Но почему же такие инструменты получили в Англии, а за ней и в других европейских странах такое странное название, не имеющее корня в западноевропейских языках и наречиях? Этим вопросом занимались уже в наше время два крупных исследователя - инструментовед Курт Закс в Германии и историк-арабист Генри Джордж Фармер в Англии.

Первый высказал вполне основательное предположение относительно того, что германизированное названием Schachbrett, возникшее почти одновременно с именем echiquier, является исторически искаженным. Первоначально инструмент, вероятно, мог называться не Schachbrett, a Schachtbrett, но это вовсе не имеет отношения к шахматной игре, поскольку слово Schacht, как старинная форма современного немецкого слова Schaft, значит: стержень, древко, ствол, стебель, рукоятка.

Беря за основу эту поправку, следует считать, что Schachtbrett - это какая-то доска с палочками или столбиками. Как мы увидим в дальнейшем, музыкальные инструменты с таким устройством действительно начинали свое существование и развитие в XII-XIII веках. Фармер, тщательно изучая арабскую литературу раннего средневековья, обнаружил название струнного музыкального инструмента al-shaqira, или al-nura, упоминаемое арабским писателем аль-Шаканди в 1231 году. Этот инструмент в XIII веке был известен в Испании, завоеванной еще в VIII веке североафриканскими арабскими племенами. А по источникам, датируемым 1392-1393 годами, этот же арабский инструмент был известен и в Англии под наименованием Le chekker. Вот из чего и могло произойти европеизированное французское название echiquier, совпадающее с наименованием шашечницы или шахматной доски. Близость по созвучию и написанию первоначального арабского названия музыкального инструмента и восточного же (персидского) наименования игры вызвала эту путаницу, а вместе с ней смешение и отождествление разных по существу предметов и понятий.

Итак, разъяснение смысла слов echiquier, Schachbrett можно считать законченным. Это оказался действительно струнный и притом, вероятно, клавишный музыкальный инструмент. Название его оказалось по созвучию и сходству написания близким к шахматной игре. Однако все же, какое он имел устройство и в каком отношении к современным ему струнным музыкальным инструментам находился? Сопоставления и аналогии помогут дать ответ на этот основной, поставленный первым, вопрос.

Для этого вернемся еще раз к скудным историческим данным того времени. Они могут помочь нам в дальнейших исследованиях и сопоставлениях.

В 1210 году Жиро де Калансон приписывает одному жонглеру умение играть на кларихорде, а в 1323 году Иоанн де Мюрис указывает на существование и применение не только четырехструнной, но и девятнадцатиструнной (!) разновидности монохорда. Начиная с XIV века, последнее название музыкального инструмента применяется все реже и реже. Правда, в 1472 году одна из книг снабжается фантастическим рисунком, изображающими библейского царя Давида, играющего на монохорде с клавишами. Этот факт служит несомненным указанием над то, что в это время формировался новый тип многострунного клавишного музыкального инструмента, за которыми только вследствие исторической рутины и инерции некоторое время (фактически, начиная с конца XII века) сохранялось как странное название echiquier и другие, так и античное наименование монохорд, ставшее, по мере увеличения числа струн в инструменте, совершенно бессмысленным.