В тиши Клюнийского монастыря

На юго-западе Франции, в благодатном климате Верхней Бургундии, недалеко от Макона, в подаренном аббату Бернону в 910 году имении Клюни основывается монастырь со строгим бенедиктинским уставом. Подчиняется он непосредственно римскому папе и ставится как образцовый во главе группы монастырей той области Франции. Преемником Бернона является ученый монах и музыкант Одон (879-942). Будучи строгим наставником и занимаясь вопросами богословия, Одон посвящает свой досуг музыкально-теоретическим вопросам и изысканию путей к усовершенствованию тогдашних музыкальных инструментов.

В одном из трех своих научных трудов - диалоге о музыкальном искусстве, относимом к 930-м годам, он подробно описывает новый, им изобретенный музыкальный инструмент, названный органиструмом. Такое название было дано, вероятно, по сходству его звуков со звуками органа, а также потому, что на нем было возможным двух- и трехголосное исполнение, подобное примитивной игре на органе того времени.

Барельеф на стене Бошервильского аббатства

Согласно описанию, а также на основании изучения барельефа, сохранившегося на стене Бошервильского аббатства (Южная Франция) и относимого к XII веку органиструм тех времен имел довольно большой овальный коробчатый деревянный корпус, с отходящей от него также пустотелой, призматического сечения шейкой, оканчивающейся коробкой с колками для натяжения трех-четырех струн. На противоположном от шейки конце корпуса органиструма был укреплен и частично углублен в него механизм звуковозбуждения, состоящий из оси с укрепленным на ней колесом с широким ободом. Выходящий из корпуса конец оси был снабжен рукояткой для вращения колеса. Струны, начинаясь от колков и верхнего порожка, шли к ободу колеса и, проходя через него с небольшим перегибом, закреплялись короткими концами вблизи колеса на краю корпуса. Вращение рукоятки органиструма вызывало трение струн по натертому канифолью ободу колеса, отчего они приходили в колебание и издавали звуки, подобные тому, как это имеет место в смычковых инструментах. Одна или две струны органиструма делались более толстыми и были натянуты слабее остальных: при игре они издавали гудящие, длительные басовые звуки - род примитивной "педали", применявшейся в волынке и подобных инструментах того времени. Остальные струны органиструма, натянутые сильнее, были настроены более высоко и служили для исполнения мелодии. Для этого в коробчатой шейке инструмента, в сквозных отверстиях, были применены подвижные брусочки с прикрепленными к ним крючкообразнымн отростками-тангентами (от латинского tangere-касаться, трогать), прижимавшиеся во время опускания брусочков к мелодическим струнам и укорачивающие их действующую длину; тем самым из каждой мелодической струны можно было извлекать несколько звуков разной высоты.

Позднейшая конструкция колесной лиры

Первоначально органиструм был довольно большим инструментом: длина его доходила до полутора метров. Его клали себе на колени два человека, сидевшие рядом; один из них вращал рукоятку звуковозбуждающего колеса, а второй нажимал пальцами на брусочки с тангентами, играя мелодию.

На протяжении последующих веков органиструм Одона распространился с запада на восток по всей Европе, дойдя до нашей страны. Он почти не претерпел изменений в конструкции, кроме уменьшения размеров и веса корпуса, сделавших его ручным переносным инструментом. Попутно были усовершенствованы некоторые детали его механизма для большего удобства игры.

В Западной Европе инструмент вскоре получил название symphonia, chifonie, cyfoine, а в Германии - Drehleier, Radleier, Bauernleier. Он до сих пор бытует и в нашей народной музыке среди народных певцов и музыкантов Украины, Белоруссии и других областей и краев Европейской части СССР, под названиями лиры, рыли, или рели. В конструкции органиструма для нас важно отметить то, что по существу он был первым струнным клавишным музыкальным инструментом с применением так называемых тангентов - рычагов, касающихся струн и заменяющих прижатие их к грифу непосредственно пальцами.

Появление органиструма в музыкальном быту раннего средневековья несомненно явилось фактом, подтолкнувшим мастеров и конструкторов того времени к нахождению новых путей развития музыкальных инструментов. И здесь, как и в органе, наличие примитивной клавиатуры оказалось моментом, существенно облегчающим процесс игры на нем. Оставалось сделать следующие шаги в этом направлении.