Превратности судьбы органа

Понимание путей распространения и развития интересующих нас клавишных музыкальных инструментов в Европе невозможно без знания хотя бы основных этапов ее истории, ее общего культурного развития. Историческая жизнь в Средней и Северной Европе началась гораздо позднее, чем на Ближнем Востоке (в Азии и Египте). Однако позднее, с эпохи греко-персидских войн, то есть с V века до нашей эры, страны Южной Европы начали опережать Восток, которому они во многих отношениях были обязаны зачатками своей цивилизации. Греки были первым народом на земле, у которого развились свободные государственные формы и светская культура (поэзия, философия, наука, искусство).

Вот и гидравлос - продукт греко-римской культуры стал довольно быстро проникать во все страны великой языческой Римской империи. Его громкие звуки, не в пример другим, более тихо и слабо звучавшим инструментам, стали необходимой принадлежностью собраний и празднеств в домах богатой языческой знати. Ведь одно уже обладание гидравлосом говорило о знатности и богатстве его хозяина: этот сложный инструмент стоил очень дорого, а для приведения его в действие требовалась группа из нескольких специально обученных человек. Впрочем, последних можно было без труда набрать достаточное количество среди рабов.

Шли годы, текли десятилетия и века, и постепенно приближался момент, ставший в некотором отношении вехой в ранней истории Европы: во II веке нашей эры в Римскую империю с Востока проникла новая форма религии - христианство, которая стала, порой в результате трудной и тяжелой борьбы с прежним языческим мировоззрением, утверждаться в ряде стран, завоеванных Римом (Испания, Галлия, часть Германии и Британии, северная часть Балканского полуострова и другие).

Новая религия принесла с собой новые формы морали, новые обряды и обычаи. Общинное (хоровое) пение гимнов и молитв стало обязательной принадлежностью христианских богослужений. И естественно, что первые руководители раннего христианства обратили внимание на гидравлос как инструмент, могущий своими громкими и устойчивыми звуками поддерживать неумелое, довольно неблагозвучное и нестройное пение членов общин верующих. Это случилось, прежде всего, в западных странах Европы, где гидравлос был более распространен, чем на Востоке. Его довольно рано начали применять в христианских богослужениях как необходимый, и полезный вспомогательный музыкальный инструмент.

С другой стороны, гидравлос продолжал оставаться принадлежностью языческих празднеств, попоек и оргий. Народное мнение в среде первых христиан, из которых многие, в противовес морально распущенному язычеству, были настроены аскетически, стало склоняться к тому, чтобы признать гидравлос греховным орудием и изгнать его из употребления во время христианских богослужений. И вот в IV веке нашей эры вскоре после того, как христианство было объявлено государственной формой религии во всем греко-римском мире, "отцы церкви" запретили пользование органом при богослужениях.

Получилось так, что с одновременным распадом богатой верхушки языческого общества, орган стал постепенно предаваться забвению. Казалось, что для него навсегда наступили черные времена... Однако культурную роль этого инструмента нельзя было так просто вычеркнуть из истории европейской музыки. Спустя два-три века, когда христианство окрепло и начало распространяться в более северные страны Европы, и когда к участию в богослужениях стали все шире привлекать народ для массового хорового пения, оказалось, что это пение невозможно наладить и организовать (в музыкально-звуковом отношении) без поддержки на инструменте, который хорошо держал бы строй своих звуков. Применявшиеся в те времена струнные инструменты оказались для этого непригодными из-за слабости звуков и неустойчивости настройки; оставалось вспомнить орган. Отдельные попытки его применения в VI-VII веках и выгода, получаемая от его использования, привели к тому, что в 660 году римский папа Виталий благословил употребление органа во время церковных богослужений. С тех пор орган прочно вошел в инвентарь принадлежностей западноевропейских форм христианской религии; это, естественно, явилось стимулом к его дальнейшему развитию и распространению.

Во второй период своего существования и применения орган подвергается постепенному усовершенствованию, увеличению размеров и обогащению звуковых и игровых возможностей, что все время стояло в теснейшей связи с непрерывным развитием самой музыки.