Все пианисты. История фортепиано - Первая клавиатура

Первая клавиатура

Перенесемся еще раз в Египет, но на этот раз в его северную часть, на берег лазурного Средиземного моря, и уже в IV век до нашей эры. Здесь, в западной части дельты Нила, оплодотворяющего широкую полосу земли своими ежегодными наводнениями и отложением несомого из тропиков ила, великий греческий полководец и завоеватель Востока, Александр основал на севере Африки вторую столицу Греции и назвал ее своим именем - Александрия. Спустя короткое время после начала существования, Александрия стала городом богатств и роскоши, а также крупнейшим культурным центром, собравшим в себе ряд писателей, поэтов, историков, философов, естествоиспытателей, деятелей инженерии и техники. Здесь учреждается первый на Востоке музей с огромным книгохранилищем, сооружается большой театр.

И вот в этом городе около 250 года до нашей эры был изобретен и построен новый, своеобразный музыкальный инструмент, которому было суждено сыграть впоследствии большую роль в развитии ранней европейской музыки и используемых ею инструментов.

В основу этого необычного для тех времен музыкального инструмента, построенного александрийским механиком и инженером Ктезибием, был взят известный еще со времен древнейшей греческой истории духовой язычковый, по виду и способу употребления подобный флейте инструмент - авлос. Ктезибий соединил в единый звуковой комплекс, по принципу античного многотрубчатого греческого инструмента сиринкса (называемого также "флейтой Пана"), несколько таких трубок разных величин, звучавших в разных тонах, создав как бы огромную флейту Пана. Но так как, естественно дуть ртом в такие большие трубы было невозможно, то для подачи к этим флейтам необходимого потока сжатого воздуха Ктезибий применил механическое дутье. Для этого он использовал хорошо известный и применявшийся в Египте с древних времен для оросительных и сельскохозяйственных целей насос с водяной регулировкой степени (уровня) воздушного давления.

Сложный инструмент Ктезибия получил название гидравлоса, то есть водяного органа (буквально- водяной трубки). И уже вскоре после того, когда он приобрел популярность и начал распространяться в домах богатых людей восточного мира и строиться во многих экземплярах, самое искусство его построения начали называть "гидравликой". Первоначальный смысл слова был постепенно забыт, в особенности в то время, когда в строительстве органов отказались от неудобств первоначальной водяной конструкции, и перешли на более совершенную и удобную чисто воздушную систему.

Какое же отношение к современному музыкальному искусству и, в частности, к истории фортепиано имеет экскурс в историю древней Александрии и описание инструмента, давно позабытого европейской техникой?

Ответ может быть получен при описании одной из характеристик конструкции гидравлоса, имеющей ближайшее отношение к способу исполнения на нем музыки. Для нас самым важным моментом в изобретении Ктезибия явилось то, что это был первый в истории человечества клавишный многозвуковой музыкальный инструмент. Впервые человек мог играть на нем, не прикасаясь руками или губами к его звучащим телам; вместо этого достаточно было простых манипуляций с выдвижными рычагами, выступавшими спереди и расположенными в горизонтальный ряд по его фронту. Эти рычаги, названные клавишами, по желанию музыканта открывали или закрывали, с помощью прикрепленных к ним задвижек, доступ воздуха к трубам гидравлоса, приводя их в состояние звучания.

Гидравлос Ктезибия

Найденная при раскопках Помпеи глиняная статуэтка, изображающая нижнюю часть гидравлоса и играющего на нем человека (верхняя часть статуэтки обломана и утеряна), дает некоторое представление об устройстве первого многотрубчатого клавишного музыкального инструмента.

Постепенно, по мере распространения органов в Западной Европе и Греции, музыканты начали оценивать удобства и преимущества новых способов игрового использования инструментов многозвучного действия, даже при таком несовершенном и неудобном устройстве, каким являлась первоначальная система выдвижных клавиш Ктезибия.

Орган Витрувия

Успех, который гидравлос имел в мире античных народов, окружавших Средиземное море, явился стимулом для его развития. Литературные источники позднейшего происхождения показывают, что уже вскоре после возникновения гидравлоса Ктезибия, он начал подвергаться некоторому усовершенствованию. Из дошедшего до нашего времени описания, сделанного римским инженером и архитектором Марком Витрувием, жившим в I веке до нашей эры, видно, что к первоначальной выдвижной клавиатуре гидравлоса было присоединено коленчато-рычажное устройство, переводящее горизонтальное движение клапанов-задвижек в вертикальное нажимное движение. Таким образом, рычаги Витрувия впервые стали настоящими нажимными клавишами для игры, на которых можно было играть гораздо удобнее, чем посредством первоначальных задвижек Ктезибия.

Снимок с чертежа Витрувия дает понятие об органе того времени и об его конструкции и действии.

Правда, в конструкции Витрувия клавиши органа еще не имели возвращающего устройства, характерного для всех клавишных инструментов нашего времени. Оно появилось много столетий позднее изобретений Ктезибия и Витрувия и не сразу получило современную форму, размеры и конструкцию.