Клавиры распространяются в России.

При изучении происхождения струнных клавишных инструментов и их первоначального распространения в Западной Европе, по недостаточности данных и точных исторических указаний, мы порой встречаемся со значительными трудностями исследования. Сведения о клавишных музыкальных инструментах, проникавших с Запада в Московскую Русь, еще более скудны, единичны и их трудно свести в какую-либо определенную систему; они дают нам лишь основание к заключению, что предшественники фортепиано долгое время не пользовались на Востоке Европы тем вниманием, которое оказывали им на Западе.

Проникновение клавикордов и оперенных инструментов в Россию бывало очень редким и случайным явлением: иногда эти инструменты привозили в Москву посольства западноевропейских государств и какие-либо иноземцы. Первым клавишным музыкальным инструментом, привезенным в Россию, по историческим сведениям, был орган. Он использовался иностранцами для сопровождения их богослужений. Восточная православная церковь в допетровскую эпоху никогда не употребляла музыкальные инструменты и видела в инструментальной музыке "греховное занятие". Ее авторитет удерживал русских людей, боявшихся прослыть еретиками и богоотступниками, от приобретения западноевропейских музыкальных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты, по многочисленным документам и свидетельствам, преследовались церковью и правительством средневековой Руси, вследствие чего национальная инструментальная музыка долгое время не могла получить стимула к развитию. Лишь в эпоху энергичного и инициативного царя Ивана IV, когда сношения с западноевропейскими государствами стали более интенсивными и регулярными, в Москву могли быть привезены некоторые музыкальные инструменты того времени вместе с другими предметами быта и культуры.

Сохранились сведения о том, что привозившиеся во второй половине XVI века органы и клавикорды (а может быть и спинеты) вначале казались при дворе московских царей не более, как любопытными диковинками.

Впервые Московская Русь познакомилась с западноевропейскими клавишными инструментами в 1490 году, когда в Москву прибыл в числе иных иноземных "умельцев" органный игрец - монах Августинского ордена Иоганн Сальватор. Появление в Москве органиста совпадает с эпохой обновления древнего уклада московского двора пышными формами и обычаями, заимствованными с заграничных образцов. Приблизительно к этому времени относится, например, учреждение особой придворной великокняжеской капеллы, превратившейся в дальнейшем в организацию государевых певчих дьяков.

Через сто лет (1585) английский дворянин Иеремия Горсей, живший в то время в Москве, уезжая в Англию, получает от брата царицы - боярина Бориса Феодоровича Годунова - поручение закупить для московского двора органы, клавикорды и другие музыкальные инструменты. Год спустя он возвращается в Москву и привозит заказанные ему заморские новинки, вместе с подарками, посланными московскому царю и царице английской королевой Елизаветой. "Царицу,- пишет Горсей, - также пригласили смотреть вещи; она особенно удивлялась органам и клавикордам, позолоченным и украшенным финифтью, чего она никогда прежде не видывала; она дивилась их громкому и музыкальному звуку. Народ тысячами толпился у дворца; ему также хотелось послушать музыки. Мои люди, - добавляет Горсей, - которые умели играть на инструментах, допускались часто в такое общество, куда я сам не мог входить..."

Принимая во внимание указание Горсея на громкий звук инструментов, а также имея в виду то, что во времена королевы Елизаветы (1533-1603) в Англии процветала вёрджинельная музыка, можно полагать, что в Москву в то время были завезены оперенные инструменты и английские сборники пьес для вёрджинела (возможно, что некоторые пьесы из этих сборников исполнялись при дворе царя Феодора Иоанновича в Москве).

Появление западноевропейских клавишных инструментов вскоре нашло отражение в художественной практике русских миниатюристов и иллюстраторов книг. В Макарьевских четьих минеях (1540) и в Годуновской псалтири (1594) можно встретить ряд изображений подобных музыкальных инструментов.

Несмотря на эти единичные факты, ни церковь, ни двор московских царей еще не поощряли к игре на этих инструментах; поэтому последние не имели почти никакого значения в развитии музыкальной культуры России того времени и были распространены по преимуществу у иностранцев, населявших подмосковные "иноземные" слободы. Только к концу XVII века некоторые более передовые по своим убеждениям бояре (Морозовы, Нарышкины, Романовы и другие) решились на приобретение западноевропейских музыкальных инструментов, в том числе и предшественников фортепиано.

К сожалению, от этой ранней эпохи до нас не дошло ни одного музыкального инструмента; редкие их экземпляры были с течением времени разрушены или утрачены, погибнув во время пожаров или народных волнений и смут.

Большую музейную и историческую ценность представляют поэтому сохранившиеся спинеты. Один из них, работы итальянского мастера Брунетто (1532), экспонируется в коллекции Государственного научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии, второй - работы итальянского мастера Марка Йядра (1565) - находится в Центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Однако оба эти инструмента попали в нашу страну значительно позднее, вероятнее всего, к началу XIX столетия.

Более глубокий интерес к струнным клавишным инструментам в России замечается только в начале XVIII века. Реформы, проведенные Петром I, приобщили верхи тогдашнего общества к западноевропейской культуре и ее произведениям, в частности к струнным клавишным инструментам. Последние начинают систематически ввозиться из-за границы и несколько позже изготовляться мастерами, жившими в России. Так, например, известно, что в XVIII веке органное дело в Москве вполне упрочилось, а московские органисты (преимущественно иностранцы) начали изготовлять клавесины и клавикорды и продавали их в новой столице - Петербурге - и в провинции.

Стремление усваивать западноевропейские обычаи и формы общественной жизни косвенно привело к тому, что в театрах того времени сольные номера могли исполняться под аккомпанемент клавикордов или чембало, как это было принято тогда в западноевропейских театрах.

С начала XVIII века центр культурной жизни России переместился в Петербург. Поэтому именно здесь сосредоточилось и наибольшее число данных как о строительстве, так и о практическом применении интересующих нас струнных клавишных инструментов.

Первое печатное объявление о продаже клавишных музыкальных инструментов мы находим в "С.-Петербургских ведомостях" в 1729 году. Приезжий из Данцига органист Теофил Андрей Фолкман извещал о продаже органов, клавесина и клавикорда, которые еще не были ввезены в Россию, а продавались в Данциге.. Четыре года спустя петербургский колокольный мастер Ферстер объявлял, что у него "находятся продажные два клавесина, комнатный голос имеющие" и что он начал сам строить клавишные инструменты. В 1747 году в Петербурге "по Большой Морской у инструментального мастера Иоахима Бернарда Вилде" продавались клавицимбалы и клавикорды. Через два года мастер Лоренц Энкольм извещал публику о продаже "шпинетов и других инструментов".

Первое время в Петербурге продавались преимущественно клавикорды, игра на которых заметно распространилась в высшем обществе. Имеются сведения о том, что один из крупнейших чиновников петровской эпохи, сын органиста лютеранской церкви в Москве, генерал-прокурор П. И. Ягужинский (1683-1736) был большим любителем музыки и хорошо играл на клавикордах. Выдающейся русской клавикордистской была княгиня М. Ю. Черкасская (ум. в 1747 году). Первое объявление о продаже "флигелей, пантопон [панталеонов] и клавикордов" в Петербурге относится к 1765 году, в то время в Петербурге работали инструментальные мастера Форстер и Николае Скосе (Шкорь).

В 1771 году в Петербурге появились первые фортепиано у мастера Федора Богдановича. Двумя годами раньше была сделана публикация о продаже клавиров объемом в 4,5 октавы, сделанных в Стокгольме Готлибом Розенау. Спрос на клавишные инструменты в Петербурге значительно увеличивается в 1770-х годах. Для продажи своих инструментов приезжают в Россию зарубежные клавикордные, клавесинные и фортепианные мастера. Многие из них живут здесь несколько лет, а некоторые остаются до конца жизни в России, занимаясь производством музыкальных инструментов.

Чаще начинают печататься объявления преподавателей игры на клавишных инструментах. Издается (1773) на русском языке "Клавикордная школа" Г. С. Лелейна сыгравшая важную роль в развитии русской клавирной музыки, как методическое руководство. Появляются публикации мастеров Николая Ликона Енгофа (1772), Брауншвейга (1773-1779), Клейна (1775), московского композитора Себастьяна Жоржа, занимавшегося производством клавикордов (1776), Альберта (1779-1784), Каликса (1779-1792), Гинца (1780-1795) и Утгофа (1780-1799).

В 1783 году впервые упоминается о фортепианном мастере Шредере. Невозможно с достоверностью установить был ли этот Шредер родоначальником позднее существовавшей фирмы: тогда в Петербурге жили несколько Шредеров.

Публикации последнего десятилетия XVIII века упоминают об инструментальных мастерах Иване Праче Якове Зейдлеце, Бетге, Габране, Раквице, Киршниге, Зине, Фридрихе Христиане Биче, Вере, Гилоте, Кунсте. В 1800 году встречается впервые имя фортепианного мастера Беккера (как выяснилось, Беккеров в Петербург было несколько, и они конкурировали между собой за качество изготовлявшихся ими инструментов).

Если в начале публикации о продаже инструменте не объявляли имена их мастеров, то уже вскоре они стали называть мастеров. Публика привыкает разбираться в качестве, марках и фирмах инструментов. Для нее уж недостаточно упоминание о "первейшем в Париже мастере", а нужны конкретные указания имен строителей. В 1780-х годах в Петербурге появляются фортепиано английских фабрик Цумпиеля (Цумпе), Байера, Стодарта, Бунтебарта и других. В начале XIX века возникает мода на венские инструменты. Этому способствовало появившееся в 1803 году объявление инструментального мастера Людовика Кестера, который "извещал почтеннейшую публику, что он делает фортепиано, известные под названием венских, кои славнейшим Моцартом признаны за совершеннейшие". Авторитет Моцарта должен был заставить предпочесть венские фортепиано, с их легким в игре механизмом, инструментам других систем.

Популярны были инструменты фирм Шанца, Келлера, Тейхерта и особенно М. Миллера. Небезынтересно отметить, что кроме многочисленных наехавших в Петербург иностранных мастеров, здесь поселился и стал изготовлять клавикорды знаменитый скрипичный мастер, бывший крепостной графа Шереметева - Иван Андреевич Батов (1767-1839); этому искусству он выучился у мастера Гаука.

В конце XVIII века были случаи продажи фортепиано и частными лицами; нередко инструменты продавались вместе с другими привезенными товарами. Например, мы находим публикацию медника, продававшего клавиры Шперлинга (1774) или такое объявление: "На Невской першпективе, неподалеку Аничкова Мосту, дом № 154 продается бочками голштинское масло и два английских фортепиано".

В Москве в XVIII веке одним из первых мастеров клавишных инструментов был органист голландской реформатской церкви Циммерман (ум. около 1800 года), изготовлявший клавиры, спинеты, клавицимбалы. Он принимал заказы даже из Петербурга и других городов. С 1775 года клавикордами торговал Гассе, а с 1778 - клавикордный мастер Дмитрий Колосов (это был, по-видимому, первый московский мастер русского происхождения).

Починкой и, возможно, изготовлением клавикордов занимались некоторые жившие в то время в Москве музыканты и композиторы. Кроме упомянутого ранее композитора Себастьяна Жоржа, в 1793-99 годах здесь жил и работал композитор Иван Кеслер, являвшийся также клавикордным мастером. Тогда же работали мастера Иоганн Меркенберг (1796) и Лудвиг (1799).

Игра на клавикордах, клавирах и фортепиано в Москве стала весьма популярной. Об этом свидетельствуют многочисленные объявления преподавателей музыки в Москве (большей частью это были приезжие иностранцы). Так, например, в 1776 году Иоганн Гейнрих Таннейф обучал игре на клавикордах; в 1778 - "некоторая иностранная мастерица играть на клавикордах... приглашает родителей отдавать учить детей". В 1784 году "некая домашняя учительница в Москве" предлагала обучать играть на фортепиано; а осенью того же года "приехал Иосиф Гютель и предлагал обучать играть на клавикордах и гарфе". В следующем году "приехавший из Вены музыкант обучал на клавикордах", обучать на клавире предлагал Антон ле Мер; в 1786 году "иностранный учитель Фаддей Амон давал уроки на фортепиано". В 1787 году публикуется клавикордный учитель Шенлейн; в 1788 - клавикордный учитель Штейн; в 1799-пианист "польской нации" Иван Сапрековский (очевидно тоже в целях иметь уроки).

В начале XIX века активно распространяется фортепиано. В Петербурге систематически начали продаваться венские фортепиано в форме флигелей (рояли) и четырехугольные (в виде столов). (В 1807-1808 годах Кох объявлял о получении им партии фортепиано работы венского мастера Миллера, сделанных в форме бюро, с отделениями для письменных принадлежностей и т.п. В следующем году саксонский уроженец Шеффер открыл на Невском проспекте большой магазин музыкальных товаров и инструментов, в котором продавал английские и венские флигель-фортепиано и фортепиано наподобие столов. В 1810 году сообщалось о продаже фортепиано с указанием цен: регенсбургский флигель-фортепиано стоил 350 рублей, инструменты Тейхерта - 300 рублей, а инструменты Келлера - 250 рублей). Фортепиано стали изготовлять мастера Людвиг Кестер (1803), Шанц (1804), Кариматис (1805). В 1806 году появился специальный настройщик фортепиано (раньше обязанности настраивать инструменты брали на себя обычно мастера, продававшие и изготовлявшие их).