Немного о проволоке и струнах

Естественно, что возникновение, последующее развитие и распространение многострунных, в частности клавишных музыкальных инструментов, исторически связано с производством металлических струн, или, иными словами, с развитием искусства протяжки проволоки.

Насколько известно, человек научился изготовлять металлическую проволоку и струны из нее сравнительно недавно; это требовало большого искусства и опыта, а также механизации способов обработки металла, последняя же была освоена только на сравнительно высоком уровне развития техники. Первое упоминание об изготовлении металлической проволоки найдено во второй книге Моисея (39, 3). Здесь говорится, что искусные мастера Веселиил и Аголиав, разбив золото в листы и вытягивая из него нити, вплетали их в ткани. Однако неизвестно, могла ли употребляться золотая проволока, весьма непрочная и дорогая, в качестве струн для музыкальных инструментов, где требуется, чтобы струны выдерживали значительное напряжение.

Струны древних видов музыкальных инструментов изготовлялись из природных, доступных человеку материалов, не требовавших сложной обработки: это были нити и жгуты из древесной коры и луба, волоса животных, кишки и жилы, наконец, шнуры и нити, свитые из шелка. При прочих достоинствах и удобствах изготовления, обусловленных примитивной техникой, струны из этих материалов обладали достаточной для того времени прочностью, позволяющей их довольно сильно натягивать. Однако их сопротивляемость разрыву была все же довольно ограниченной, а звуки, издаваемые такими струнами, были относительно слабыми и быстро затухающими.

С течением времени, поскольку музицирующий человек желал получать из своих инструментов более сильные и яркие звуки, он должен был обратиться к другим материалам для изготовления струн, обладавшим большей прочностью и сопротивляемостью на разрыв, а также другими физическими качествами. И он неизбежно пришел к использованию для этих целей металлических нитей и проволоки.

Протяжка проволоки с помощью водяного колеса

Первое исторически надежное известие о волочильных досках для протяжки металлической проволоки в Европе встречается на рубеже XI-XII веков. Это была рукопись монаха Теофила (приблизительно 1100 год). В ней указывается, что из металлической проволоки изготавливаются струны в музыкальных инструментах. Однако систематическое применение металлической проволоки отмечается много позже, примерно с XIV века. Первоначально проволока изготовлялась из мягких, ковких и тягучих материалов - меди и латуни. До XVI века протяжка совершалась примитивным ручным способом; только около 1540 года мастером Рудольфом из Нюрнберга был впервые применен привод от мельничного водяного колеса.

Искусство механической протяжки проволоки в XVI веке появилось сначала в Южной Германии, а затем в других европейских странах - Англии, Франции и других. Можно считать, что к XVIII веку было освоено производство более прочной и удобной железной проволоки, но только в 1812 году известный германский фабрикант Фридрих Крупп начал тянуть проволоку и струны из литой тигельной стали. Этот материал позволил применять в музыкальных инструментах достаточно толстые и сильно натянутые струны, способные издавать громкие и полные по тембру звуки. С тех пор производство стальной струнной проволоки получило развитие в разных странах Европы и США, и в настоящее время в большинстве струнных музыкальных инструментов в основном применяются струны из стальной проволоки, как самые прочные и устойчивые в держании приданного им строя.