Майра Хесс

ХЕСС Майра (25. II 1890 - 25. XI 1965)

Это было в начале второй мировой войны. Культурная жизнь Лондона почти замерла, город жил в страхе перед фашистскими бомбежками, многие крупные музыканты уехали из столицы, концертные залы закрылись. Но нашелся человек, который провозгласил: "В эти темные времена музыка может найти отклик не только у меломанов, но у каждого человека, даже если он никогда не был в концертном зале; она становится источником духовной веры в победу". Человеком, которому принадлежат эти слова и который взялся воплотить их на практике, была Майра Хесс.

До этого момента в ее биографии не было ничего героического, необычного. С 7 лет она была студенткой школы музыки "Гилд-холл", с 12- училась в Королевской музыкальной академии, в классе профессора Т. Маттея. Окончив курс с золотой медалью, Хесс начала выступать - сначала в дуэте с двоюродной сестрой Ирен Шарер, а затем - с 1908 года - самостоятельно. Она приобрела немалую известность в музыкальных кругах, играла с ведущими оркестрами, гастролировала в Европе и в США (с 1922 года). Критики отмечали глубину и искренность чувства, вкладываемые артисткой в исполнение, красоту звука, тонкость нюансов, грацию и темперамент. О положении, которого достигла тогда пианистка, говорят слова американского критика У. Хендерсона: "Майра Хесс - не только большая пианистка среди женщин, она большая пианистка вообще. Она обладает ясным, проникновенным умом и воображением, что совершенно необходимо в искусстве - как творческом, так и интерпретаторском". И все же большинство считало ее просто хорошей пианисткой, не более того.

Когда началась война, Хесс отменила все концертные поездки и решила посвятить себя делу борьбы с фашизмом. Она помогала эвакуировать из столицы детей, организовывать госпитали, спасать ценности. Однажды, музицируя дома, в кругу друзей, она увидела, как преображаются их лица, когда звучит музыка, и поняла, в чем ее призвание. Прошло немало времени, пока ей удалось добиться разрешения организовать концерты в здании Национальной галереи. Но когда они начались, слушателей с каждым разом становилось все больше. Тысячи и тысячи людей приходили сюда пять раз в неделю, чтобы услышать музыку. М. Хесс выступала сама, не получая ни пенса гонорара, приглашала виднейших артистов и заменяла отсутствующих, когда бомбежка мешала кому-либо из участников добраться до галереи вовремя.

В те годы она переиграла огромную массу сочинений, неизмеримо обогатив свой репертуар. Творения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса всегда - и тогда, и позже - составляли основы ее программ. 1698 концертов состоялись за этот период; последний из них - 10 апреля 1946 года. Помимо этого, пианистка успевала выступать в воинских частях и госпиталях, а через два дня после освобождения от фашистов Голландии уже прилетела туда и дала с триумфом 7 концертов подряд. За эту патриотическую деятельность Майра Хесс была удостоена звания Командора Британской империи и золотой медали Королевского филармонического общества, а также многих других почетных званий и наград.

Отблески войны по-новому осветили талант артистки. Стало ясно, что "просто хорошая пианистка" не могла бы так долго притягивать слушателей, так волновать и радовать их. Майра Хесс оказалась способной на это благодаря гуманистической сущности и демократизму своего искусства, в полной мере раскрывшимся именно в исключительных обстоятельствах. И еще ей была присуща особая, неповторимая доверительность игры. "Ее манера вести себя на сцене очаровательна,- вспоминал А. Чесинс.- Играя, она как бы говорит: „Разве это не восхитительное произведение? Я так рада, что мы можем насладиться им вместе". Все ее пребывание на сцене несло аудитории чувство соучастия и отдохновения". То, что эти качества были органично присущи ей и не исчезли вместе с исключительными обстоятельствами, подтверждают ее послевоенные триумфы. Вот как описывал известный критик газеты "Телеграмм" Л. Бьянколли первый концерт М. Хесс в Нью-Йорке после войны: "Простая и скромная, как всегда, встреченная хором приветствий своих американских почитателей, вышла английская первая леди фортепиано к публике. Масса слушателей, одинаково восхищенная и героической женщиной и артисткой, поднялась с мест и не покидала зал до последней ноты последнего „биса" этой одной из самых блестящих демонстраций фортепианной игры за последние сезоны".

И так встречали Майру Хесс всегда - до последних лет жизни, хотя с годами ее игра явно теряла свои лучшие качества и вызывала справедливые, но чересчур резкие нападки критиков. При всем том даже сегодня, спустя годы после ее смерти, искусство пианистки сохраняет художественную ценность и силу воздействия. "Вместе со своими неувядаемыми транскрипциями баховских хоралов она осталась в анналах музыкальной мифологии, доказав, что тихая сила и царственное величие оказываются долговечнее и ценнее, чем многие куда более пышные красоты", отмечал не так давно Б. Моррисон.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!