Клара Хаскил

ХАСКИЛ Клара (7. 1 1895 - 7. XII 1960)

Мировое признание пришло к ней поздно, быть может, даже слишком поздно, лишь на склоне лет. Но это не случайно - с годами она играла все лучше - глубже, возвышеннее, просветленнее, словно в музыке отражалось все выстраданное и преодоленное, что выпало на ее долю. И чем больше страданий доставляла ей болезнь, мучившая ее долгие годы, тем одухотвореннее становилось ее искусство. Игра на рояле была для артистки едва ли не главной формой общения с окружающим миром, и она играла - хотя каждый выход на эстраду был для нее - робкой и самокритичной, хрупкой и такой несценичной внешне, неуклюжей, маленького роста, с длинными руками - тоже испытанием, которое надо было преодолеть. И она преодолевала, а выходя к публике забывала и о волнении, и о страдании, излучая настоящее горение, силу духа, мастерство, накопленное десятилетиями.

А "звездой" в общепринятом смысле этого термина она не была никогда - даже в ту пору, когда совсем маленькой девочкой поражала своей одаренностью видавших виды музыкантов родного Бухареста. Научив девочку азам музыкальной грамоты, мать отвезла ее в Вену к профессору Р. Роберту. Клара быстро прогрессировала, и ее первые концерты, данные в 10-летнем возрасте, венская пресса встретила с энтузиазмом. Она сыграла сначала ля-мажорный Концерт Моцарта, а затем участвовала в исполнении Трио до мажор Бетховена. После этого Хаскил отправилась в Париж, поступила в класс А. Корто и в 1910 году окончила консерваторию с первой премией. Комиссия, в которую входили Форэ, Альбенис, Мошковский, Энеску и Пуньо, была в восторге. Маститые композиторы предсказывали ей большое будущее.

За год до окончания учебы Хаскил дала свой первый сольный концерт в родном городе, в зале "Атенеум". Затем, продолжая совершенствоваться и выступать, она делила свое время между Парижем, Бухарестом и гастрольными поездками. Падеревский помог ей организовать турне по США, а Бузони, услышав ее игру, выразил желание заниматься с молодой румынской пианисткой в Берлине.

Репутация румынской артистки уже в конце 20-х годов была исключительно высока. Ее ценили как тонкого музыканта, выдающегося стилиста, прекрасного ансамблиста; с ней охотно выступали в сонатных дуэтах Энеску, Изаи, Касальс. Но добиться успеха у публики мешал тогда недостаток пианистической мощи, даже просто физической силы, создававший впечатление излишней камерности музицирования. Война застала артистку в Париже, ей удалось бежать в Швейцарию.

Она поселилась в небольшом городке Веве, на берегу Женевского озера, где нашла прибежище до конца жизни. В послевоенные годы сюда неизменно стекались молодые музыканты, чтобы получить у нее совет, побывать на ее уроках. Среди лучших учеников Хаскил - Д. Липатти и Г. Анда, в разное время игравшие с ней фортепианные дуэты.

Последние полтора десятилетия жизни Клары Хаскил - пора зрелости, принесшая ей и мировое признание и даже ореол легенды. Тысячи людей в разных уголках земного шара оценили способность этой артистки передавать в своей интерпретации логику музыкальной мысли, самую суть музыки, оценили редкую этическую значимость ее игры. "Ее называли „святой фортепиано", - пишет И. Кайзер.- Ее интерпретация Моцарта вызывала почти безоговорочный восторг, но ее исполнение Шумана и Брамса многим казалось еще увлекательнее, прекраснее. Мужественно преодолевая физические муки, она была в полном смысле слова заключена в тюрьму собственной слабости. Но предельно сосредоточившись, словно отрешившись от всего мирского, она играла все те сочинения классики и романтики, которые физически была способна играть. Она открывала их истинное богатство, постигала их романтический дух и рапсодический характер. И неожиданно становилось понятным, почему и в XIX веке, когда властвовали виртуозы, легендарную славу смогла снискать и Клара Шуман".

Почти три десятилетия прошло с тех пор, как несчастный случай оборвал жизнь Клары Хаскил. Дистанция времени уже позволяет объективно оценить место ее в летописи мирового пианизма. Впрочем, объективной будет только оценка, но не восприятие, ибо слушать ее записи равнодушно невозможно и сейчас. Отчетливо ощущая границы технических возможностей артистки, постигаешь и безграничность ее музыкальности. И не случайно ее записи постоянно переиздаются, не устаревают, выдерживают сравнение с самыми высокими образцами. Среди этих записей выделяются два концерта Баха (один из них, записанный в Праде с Касальсом-дирижером, другой - для двух фортепиано с Г. Андой), Третий и Четвертый концерты и несколько сонат Бетховена, а также скрипичные сонаты Бетховена и Моцарта с А. Грюмьо, концерты Шопена (№ 2), Шумана, Сонатина Равеля и "Ночи в садах Испании" де Фальи, 14 сонат Скарлатти, конечно, концерты и сонаты Моцарта и многое, многое другое. Оказывается, диапазон Хаскил-пианистки был тоже весьма широк! Добавим еще, что она не чуждалась и современной музыки - охотно пропагандировала сочинения Д. Энеску, играла пьесы Д. Липатти и М. Михаловичи.

Память о Кларе Хаскил хранят не только ее записи, не только посвященные ей книги, статьи, воспоминания. После смерти артистки группа друзей и почитателей (а среди них были Ф. Шаляпин, П. Касальс, Ч. Чаплин, позже И. Маркович, А. Грюмьо, Н. Магалов) основала Ассоциацию памяти Клары Хаскил. Последняя же учредила конкурс пианистов ее имени, который проводится в Швейцарии (сначала в Люцерне, а ныне в Монтре) с 1963 года.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!