Все пианисты. История фортепиано - Хааз Вернер

ХААЗ Вернер (3. III 1931 - 11. X 1976)

Западногерманская критика относилась к этому пианисту с определенной настороженностью, как к своего рода "блудному сыну". Уроженец Штутгарта, Вернер Хааз связал свою жизненную и творческую судьбу с Францией и в большой степени с французской музыкой. Стоит послушать его записи, чтобы понять истоки такого тяготения пианиста: в них явственно чувствуется влияние учителя Хааза - Вальтера Гизекинга, одного из лучших в нашем столетии интерпретаторов именно французской музыки. Словом, нет ничего удивительного, что в 1958 году французская пресса, после дебюта Хааза в Париже, окрестила его преемником Гизекинга.

Как утверждал сам пианист, любовью к музыке Дебюсси он проникся еще в юности и сохранил ее навсегда. Музыкальное образование немецкий артист получил в родном Штутгарте, где окончил в 1954 году Высшую музыкальную школу по классу Л. Кробер-Аше. И в те годы он отличался самостоятельностью взглядов: его преподавательница одной из первых начала возрождать практику исполнения классики на старинных инструментах, но Хааза это никогда не соблазняло. Гораздо больше привлекало его живое, современное звучание романтической музыки, а также творчество композиторов конца XIX и начала XX века. Несколько лет совершенствования под руководством Гизекинга окончательно сформировали вкусы и стиль музыканта, отшлифовали его мастерство, так что во Францию он приехал уже зрелым артистом. Филигранная, неброская техника, редкая плавность игры, умение вслушиваться в ткань музыки и видеть каждую деталь во взаимосвязи с целым, ощущение верной динамической линии в интерпретации - таковы отличительные черты пианизма Вернера Хааза.

С тех пор, как артист обосновался во Франции, каждый год на его творческом пути был отмечен десятками концертов, новыми записями, причем записями разнообразными - интересы Хааза отнюдь не ограничивались одной темой. В первой половине 60-х годов он записал несколько пластинок с вальсами и этюдами Шопена, сонатами Бетховена и лишь затем приступил к осуществлению большого замысла - полного собрания фортепианных сочинений Дебюсси. Надо было иметь немалую смелость и уверенность в себе, чтобы отважиться на это во Франции, где знают так много интерпретаций этого композитора. Но вскоре после выхода в свет его альбом был удостоен "гран-при" Академии Шарля Кро. В те же годы все более весомое место в программах пианиста занимает Равель, и вскоре он уже записывает все его сольные фортепианные сочинения, а затем и оба концерта.

Дальнейшая работа Хааза поражала своим разнообразием. Он играет и записывает концерты Моцарта, Шопена, все произведения для фортепиано с оркестром Гершвина, полное собрание фортепианных сочинений Мендельсона, наконец, все произведения для фортепиано с оркестром Чайковского - три концерта. Концертную фантазию, Анданте и финал. Исключительно широкий резонанс и великолепные отзывы получает записанная им тематическая пластинка " Токкаты", содержащая 12 лучших произведений, написанных в этой музыкальной форме композиторами трех веков. В добавок к этому Хааз, вместе с другим артистом сходной судьбы - американцем Ноэлем Ли, тоже нашедшим свою вторую родину во Франции, запечатлевает в записи все произведения Дебюсси для двух роялей и в четыре руки. Последней работой пианиста стала запись Третьего концерта Рахманинова.

Не все у Вернера Хааза было равноценно в художественном отношении. Подчас, например в Чайковском, ему не удавалось до конца передать напевную поэтичность и широту дыхания музыки, а в Гершвине - ритмическую прихотливость негритянских мелодий. Но все, что он делал, было отмечено серьезностью и тщательностью, музыкантской добросовестностью и чувством ответственности. А это, при универсальности его стиля, обещало многое. Но обещаниям этим не суждено было осуществиться: Хааз, как и его кумир В. Гизекинг, стал жертвой автомобильной катастрофы близ французского города Нанси.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!