ГВОЗДИЧ Павица (р. 29.VI 1937)

Югославская пианистическая школа начала развиваться по сути дела лишь после второй мировой войны и не выдвинула еще мастеров высшего класса. Однако за последние десятилетия здесь выросло несколько одаренных молодых пианистов, среди которых Павица Гвозич занимает одно из первых мест. В 1960 году она окончила Загребскую музыкальную академию по классу С. Станчича и некоторое время концертировала, продолжая совершенствоваться. Так, в 1962- 1963 годах Гвоздич проходила специализацию в Париже под руководством Магды Тальяферро, а позднее самостоятельно изучала теорию и историю пианизма. В 1969 году ее альма-матер присвоила ей звание "магистра искусства".

Творческое развитие артистки за эти годы отмечено успехами как у себя в стране, так и за ее пределами. В 1962 году она побеждает в конкурсе молодых югославских артистов в Загребе, затем становится лауреатом Международного конкурса имени Магды Тальяферро в Париже и Мюнхенского международного конкурса в ФРГ. На родине ей присуждают две поощрительные награды - имени М. Трнины (1965) и имени В. Назора (1968). Достижения артистки базируются на высоком мастерстве, пианистической культуре, широте кругозора. Ныне репертуар П. Гвоздич включает множество произведений - от Баха до музыки ее соотечественников, но, пожалуй, с наибольшей полнотой достоинства артистки проявляются в интерпретации произведений романтиков - Бетховена (в том числе поздних сонат!), Шопена, Шумана, Листа, Чайковского. Оценивая ее шопеновскую программу, известный критик К. Ковачевич отмечал, что "артистка нашла способ сделать страницы музыки XIX века близкими современному человеку; применяя все элементы техники, она обогатила их художественным чувством, позволившим преодолеть барьер между эстрадой и залом, продемонстрировать все характерные черты большого мастера - виртуозность, выразительность, темперамент, легкость..."

В 1975 году в Загребе Павице Гвоздич была торжественно вручена "Золотая лира" - награда Союза музыкальных деятелей Югославии, которая присуждается за выдающиеся достижения в области исполнительского искусства. Эта награда стала еще одним признанием веского уровня мастерства зрелой артистки, известность которой вышла за пределы родной играны. Хорошо знают и ценят Павицу Гвоздич и советские слушатели: с 1962 года она приезжала в СССР уже много раз, выступала во всех культурных центрах нашей страны. Что же кается ее родного Загреба, то там каждый концерт артистки, по свидетельству критики, воспринимается теперь как "художественное событие первого разряда".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!