Лидия ГРЫХТОЛОВНА

ГРЫХТОЛОВНА Лидия (р. 18.VII 1928)

Сейчас уже нелегко точно установить, когда впервые наша аудитория узнала польскую пианистку: чтобы сделать это, необходимо вернуться более чем на три десятилетия назад. Судя по всему, знакомство произошло в 1955 году; Лидия Грыхтоловна исполнила в Киеве Первый концерт Фридерика Шопена. В том же году она стала лауреатом Шопеновского конкурса в Варшаве, получив седьмую премию.

К этому первому в своей жизни серьезному успеху пианистку привел далеко не простой путь. Она играла на рояле буквально с младенческого возраста, уже в пять лет исполняла перед публикой в разнообразных концертах миниатюры Шопена. Затем "юная польская звезда", как прозвали девочку из небольшого городка Рыбник, начала учиться в Силезской консерватории города Катовице. Война и фашистская оккупация Польши надолго прервали ее занятия, и закончить курс удалось лишь в 1951 году под руководством профессора В. Хмелевской. Грыхтоловна совершенствовалась в Варшаве у "дуайена" польских педагогов В. Джевецкого, а позднее, уже после Шопеновского конкурса, оттачивала свое мастерство в Италии на курсах, которые вел А. Бенедетти Микеланджели. В ее обширной "конкурсной копилке" - третья премия на конкурсе Шумана (1956), специальная премия в Больцано (1958), девятая премия в Рио-де-Жанейро.

С конца 50-х годов и по сей день она непрерывно концертирует, объездила десятки стран, многократно бывала в СССР. Слушатели по достоинству оценили лучшие качества ее игры: уверенный, "чисто мужской пианизм", способность музицировать легко и раскованно, владение широки палитрой фортепианных красок.

Репертуарный диапазон пианистки также весьма велик, хотя достаточно определенно очерчен. Ближе всего ей романтики XIX века, но она охотно играет и музыку Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева. Наиболее часто встречаются в программах Грыхтоловны сочинения Шуберта и Шумана, причем, в весьма специфической трактовке, придающей этой музыке черты салонности, если точнее, черты домашнего музицирования, "атмосферу венского вальса". "Глазами Шуберта и Шумана Грыхтоловна как интерпретатор смотрит на Вену",- метко определил один из польских критиков. Такой стиль в известной степени приближает эту музыку к ее истокам, но не всегда поднимает интерпретацию до подлинно художественных высот. И все же никто не отказывает такой трактовке в импровизационной увлекательности, способности захватить слушателей, доставить им художественное наслаждение.

Конечно, в основе ее программ - Шопен, без которого немыслим репертуар любого польского пианиста.

"Нелегко увлечь и очаровать варшавян Шопеном,- читаем мы в журнале "Рух музычны".- Кажется, конкурсные турниры в значительной степени лишили нас свежести восприятия этой музыки, и мы слушаем ее, неустанно анализируя и сравнивая. Но эта артистка играет, не заботясь о лаврах, играет просто, чисто, без стремления к эффектам. Она способна извлечь из фортепиано большие градации и тонкие звуковые краски; она умеет целеустремленно и постоянно размывать острые контуры мелодии, чтобы создать настроение недоговоренности, или, где нужно, выявить из густой фортепианной фактуры мотив второго плана, важный для восприятия целого. Пианистке чужда брутальность; напротив, ей присущи элегантность и чувство меры. Ее Шопен - изысканный, полный намеков, а не драматичный". В устах польского критика такая оценка - скорее комплимент, ибо Шопен неисчерпаем, и найти в нем свое, неповторимое - цель любого интерпретатора.

С 1986 года Лидия Грыхтоловна является профессором Гутенбергского Университета в Майнце. Она принимает участие в жюри многих конкурсов, ведет мастерклассы в Германии, много записывается, преимущественно для Philips.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!