ГЛОРИО Франсуа (р. 27.VIII 1932)

Это было в начале 60-х годов. В Квебеке публика собиралась на концерт малоизвестного бельгийского пианиста Франсуа Глорио. Подходя к залу, сам концертант услышал случайно такую реплику: "Боюсь, что он будет играть так же, как и все остальные средние пианисты. А так хотелось бы услышать настоящее своеобразное исполнение!" Артист тут же решился на смелый эксперимент: он вышел к аудитории, не переодеваясь во фрак и концертные туфли, и вместо того, чтобы следовать программе, начал с импровизаций на темы сочинений, которые должен был играть. Успех превзошел все ожидания: оказалось, что пианист обладает редким даром импровизации. Этот вечер стал поворотным моментом в его карьере.

Конечно, разносторонность дарования Глорио не была неожиданностью для знавших его музыкантов. Начало его известности положил 1961 год, когда он совершил большое турне по Европе с Бельгийским национальным оркестром под управлением А. Клюитенса. Вслед за этим Глорио обратил на себя внимание и как композитор: его "Движения" для фортепиано с оркестром, посвященные Клюитенсу, стали основой постановки прославленной труппы "Балет XX века", причем партию фортепиано исполнял сам автор. Однако настоящая известность пришла к нему после того вечера в Квебеке.

Фортепианные вечера Ф. Глорио всегда необычны и увлекательны. По словам самого артиста, он импровизирует так, чтобы насытить классические произведения новыми звучаниями, близкими современным слушателям, но сохранить при этом основные элементы формы и тематизма исполняемой музыки. Концертам предшествует обычно небольшое вступительное слово пианиста, затем он сопровождает каждую пьесу остроумными комментариями. Иногда Глорио предлагает слушателям самим подсказать ему тему или даже настроение будущей импровизации.

Все это не значит, что бельгийский артист отвергает обычные, общепринятые формы исполнения. Напротив, он стремится и своей импровизацией и записями прежде всего пропагандировать классическую и современную музыку. Об этом свидетельствуют, в частности, его интереснейшие тематические пластинки, вышедшие в последние годы. Одна из них носит название "Танцы для фортепиано" и представляет собой своеобразную антологию произведений, написанных в этой форме композиторами разных стран - Бахом, Бетховеном, Шуманом, Григом, Прокофьевым, Скрябиным, Пуленком, К. Гуарниери, Брамсом, Мартину, Бартоком. Не менее интересна пластинка "Испанские впечатления", содержащая фрагменты из сочинений композиторов XX века. Значительное место в репертуаре Глорио занимают и его собственные сочинения, выдержанные как в классической, так и в джазовой манере. Впрочем, Глорио пишет не только для фортепиано, но и для самых необычных составов: его "Эффекты" и "Ритуал", например, предназначены для ансамблей, включающих десятки духовых и ударных, в том числе редко встречающихся инструментов.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!