ГАВЛИКОВА Клара (р. 15. Х 1931)

С ведущей пианисткой социалистической Словакии московская публика познакомилась в 1971 году не в филармонической аудитории, а в зале Всесоюзного Дома композиторов она дала концерт из произведений крупнейшего словацкого композитора Эугена Сухоня. Это не случайный эпизод в ее карьере: Гавликова с юных лет зарекомендовала себя убежденной пропагандисткой современной музыки, в том числе и музыки своего народа. И тогда ее первый московский концерт вызвал широкий резонанс прежде всего как значительное художественное событие, как возможность знакомства с интересной музыкой. Но вместе с тем не осталось, незамеченным и незаурядное мастерство артистки.

Клара Гавликова получила музыкальное образование в родной Братиславе - сначала в консерватории под руководством А. Кафендовой, а в 1952-1956 годах в Высшей школе музыкального искусства у видного педагога Р. Мацудзинского. В программу своего дипломного концерта молодая пианистка включила произведения двух композиторов - Шопена и Шостаковича, подчеркнув тем самым и свой пиетет перед классикой, и свой интерес к современности. А вскоре вышли ее записи, сразу получившие признание специалистов и публики: первой в Чехословакии она исполнила и записала на пластинку 24 прелюдии Шостаковича, "Симфониетту-джиокозо" с оркестром Б. Мартину.

С 1960 года пианистка ведет все более широкую концертную деятельность в ЧССР и за пределами страны, настойчиво обогащает репертуар. В программах Гавликовой можно услышать сонаты таких редко исполняемых композиторов, как Ф. Бенда и А. Солер, малоизвестные пьесы Генделя и Моцарта, миниатюры Бетховена и Брамса и наряду с этим музыку современных авторов. Список ее записей пополнили за это время соната и "Четыре темперамента" Хиндемита, Каприччио для рояля с оркестром Стравинского, большинство фортепианных произведений ее любимого автора Э. Сухоня, а также Ф. Кафенды и других композиторов Словакии. В 1966 году артистка удостоена премии им. Ф. Кафенды за великолепную интерпретацию словацкой музыки, а в 1974 году - звания заслуженной артистки Словакии.

После своего дебюта Гавликова еще не раз гастролировала в СССР, и советские слушатели по достоинству оценили присущие ей музыкальность, темперамент, стилистическое чутье. "Очарование ее искусства - в его естественности,- писал ленинградский критик М. Бялик.- Гавликову не влекут чисто виртуозные задачи, хотя она свободно владеет фортепианной техникой. Ее артистическая манера весьма привлекательна".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!