Мария ГАМБАРЯН

ГАМБАРЯН Мария Степановна (р. 1. Х 1925)

засл. арт. Армянской ССР (1965)

Любители музыки давно знакомы с исполнительским искусством этой пианистки. И по-прежнему ее выступления вызывают интерес слушателей как в Москве, так и в других городах страны. Объясняя причину такого интереса, Б. Доброхотов в 1974 году писал: "Прежде всего явственно ощущается тенденция к непрерывному развитию... Обычно, найдя что-то положительное, приносящее успех и признание, трудно подвергать его внутреннему сомнению и искать то, что должно явиться для тебя бесспорной истиной. Именно смелое искание новых путей, непрерывный творческий рост представляются сейчас в творческом облике Гамбарян самым главным и радостным".

Все эти поиски базируются на солидной пианистической школе: в 1948 году Гамбарян окончила Московскую консерваторию по классу К. Н. Игумнова, а затем (до 1951 года) совершенствовалась здесь, же в аспирантуре под руководством Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Оборина. К настоящему времени артистка располагает весьма значительным репертуаром. Здесь и, так сказать, "обязательные" Бах, Бетховен, Шуберт, Шопен, Лист, Шуман, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, здесь и произведения добаховской поры (Вивальди, Марчелло), здесь и сочинения современных авторов (зарубежных и советских). Кажется, особое пристрастие испытывает пианистка к французской музыке; на ее концертных афишах можно увидеть имена Рамо, Куперена, Франка, Равеля, А. Онеггера, Ф. Пуленка, О. Мессиана.

Словом, в разных репертуарных сферах проявляются качества, на которые обращают внимание критики - эстетический вкус, культура фортепианного бельканто, рельефность интонирования, глубокая сердечность высказывания. Таковы, в частности, ее трактовки бетховенских сонат (в том числе соч. 109 и 111), некоторых страниц моцартовской музыки.

И еще об одной особенности концертного профиля артистки: обращаясь к музыке XVIII века, Гамбарян играет на клавесине. По этому поводу Б. Доброхотов писал: "Стоит отметить, пожалуй, что она едва ли не единственная клавесинистка, играющая наизусть, без нот, Поразительно крепкие пальцы позволяют Гамбарян (вопреки традиции) не „дожимать" клавиши „до дна", что очень очищает звучание, освобождая его от слабых, но часто мешающим восприятию стучащих призвуков".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!