ГАБУНИЯ Нодар Калистратович (р. 9.VII 1933)

нар. арт. Грузинской ССР (1982)

В 1970 году, когда музыкальный мир отмечал 200-летие со дня рождения Бетховена, в столице Грузии прошла серия вечеров, в которых прозвучали все 32 фортепианных сонаты великого композитора. Исполнителем выступил Нодар Габуния, ставший первым грузинским пианистом, сыгравшим целиком гигантский бетховенский цикл. Не так уж часто гастролируя по стране, Габуния ведет активную концертную деятельность в Тбилиси и других городах республики. И, несмотря на это, он успевает интенсивно работать как композитор и заведует фортепианной кафедрой Тбилисской консерватории, в которой преподает с 1960 года (с 1976 года профессор).

С Тбилисской консерваторией связаны и первые студенческие годы музыканта. А дальнейшее его становление проходило в стенах Московской консерватории, которую он окончил по классу фортепиано у А. Б, Гольденвейзера (1957) и по классу композиции у А. И. Хачатуряна (1962). Под руководством А. Б. Гольденвейзера пианист совершенствовался в аспирантуре.

В концертных программах артиста превалируют произведения крупной формы: помимо сонат Бетховена, здесь можно упомянуть "Крейслериану" и Фантазию Шумана, Сонату си минор Листа, "Картинки с выставки" Мусоргского, Шестую сонату С. Прокофьева, "Петрушку" И. Стравинского, циклы Дебюсси и Равеля. "Когда пишешь о таком музыканте, как Нодар Габуния,- замечает С. Цинцадзе,- не хочется употреблять обычные определения и эпитеты и вдаваться в тонкости технического мастерства; скажу только, что феноменальная техника пианиста целиком поставлена на службу раскрытия содержания произведения. Но главное даже не это, а какое-то удивительное обаяние, свойственное игре Н. Габуния и порожденное, на мой взгляд, композиторским видением исполняемого".

Многие грузинские критики подчеркивают, что игре пианиста всегда присуще острое ощущение современности. Быть может, это тоже следствие второй специальности Габуния? Во всяком случае, как исполнитель он проявляет постоянный интерес к музыке XX века. Многие сочинения композиторов нашего столетия (в том числе фортепианные концерты Бартока) впервые прозвучали в Тбилиси в интерпретации Нодара Габуния.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!