Малколм ФРЕЙДЖЕР

ФРЕЙДЖЕР Малколм (15.1 1935 - 20. VI 1991)

На гастроли в СССР американский пианист приезжал в 1963 году, имея более чем двадцатилетний стаж концертной деятельности. Он начал выступать в 6-летнем возрасте и, в отличие от большинства современных пианистов, занимался музыкой только у частных педагогов - сначала у своей тетки Эвелин Рубинстайн, затем у Карла Мадлингера. В 1945 году, как раз в те дни, когда его отец вернулся из армии, Малколм впервые выступил с оркестром в родном городе Сент-Луисе, а два года спустя дал сольный концерт в нью-йоркском "Таун-холле". После этого родители переехали в Нью-Йорк, где он закончил образование под руководством Карла Фридберга (1949-1955). Все эти факты могут натолкнуть на мысль, что биография Фрейджера - типичная биография вундеркинда, но это вовсе не так. Напротив, посещая своих учителей и выступая в концертах (не слишком часто), он успел получить широкое образование и окончил в 1957 году Колумбийский университет, где изучал филологию, в том числе русский язык и литературу. Правда, к этому времени он уже был лауреатом одного конкурса - Женевского, где разделил вторую награду с Габриелем Такшино (1955), и обладателем нескольких национальных премий в США.

В конце 50-х годов концертная деятельность артиста разворачивается очень широко. Этому способствуют новые весомые победы - на конкурсах Левентритта в Нью-Йорке (1959) и королевы Елизаветы в Брюсселе (1960). Понять, чем привлекала в те годы игра молодого пианиста, помогает следующий отзыв на один из его концертов нью-йоркского критика Р. Каммерера: "Пожалуй, самым впечатляющим аспектом игры Малколма Фрейджера является окружающая ее атмосфера раскрепощенности. Обладая сверкающей техникой, зная свой инструмент и насквозь проникая в музыку, им исполняемую, он проявляет в своей интерпретации ту широту, что позволяет даже стремительным пассажам звучать неторопливо, не обкрадывая их в содержательности и ритмической остроте".

Гастроли Фрейджера в СССР знаменовали собой первый крупный успех артиста за пределами США после конкурсов. Он играл множество самых различных сочинений - Гайдна и Скарлатти, Бетховена и Мендельсона, Брамса и Шопена, Шумана и Прокофьева. Критики отдавали должное его "громадной творческой воле, мужественности, осмысленности игры, чувству меры". И наряду с этим искусство артиста вызвало немало споров: одни считали его игру воплощением совершенства, другие находили в ней много внешнего, надуманного, холодного. Отражением этих разногласий стала поучительная рецензия в форме диалога, напечатанная в журнале "Музыкальная жизнь" и принадлежавшая перу одного из ведущих наших специалистов в области фортепианного исполнительства Л. Баренбойма. Она так и озаглавлена была - "Спор о Фрейджере".

Соглашаясь с тем, что игра артиста еще не безупречна, автор тем не менее решительно вставал на его сторону. "Для Фрейджера,- писал он,- не характерна чувствительная лиричность (ее нередко принимают за „музыкальную поэтичность"). Его лирика-чистая, возвышенная, но сдержанная; в лирике такого склада интеллектуальное начало играет огромную роль. Вспомните хотя бы исполнение второй части Сонаты соль минор Шумана! Однако готов признать, что в отдельных (впрочем, весьма редких) случаях, например в исполнении Ноктюрна ми минор Шопена не хватало лирико-психологической углубленности... Он пленил меня многим, и прежде всего - общим характером, если хотите, „высоким строем", серьезностью своего искусства... Что бы ни играл Фрейджер,- всюду сказывается стиль его искусства. Он играет внутренне сосредоточенно, увлеченно и убежденно. И вероятно в силу этого властно „ведет" за собой слушателей, даже многих из тех, кто характера его интерпретации не принимает..."

Вскоре после гастролей в СССР в творческой активности Фрейджера наступил некоторый спад. Он меньше гастролировал, реже выезжал за пределы США. В 70-х годах Фрейджер вновь вернулся в Европу, предварив свое появление на эстрадах новыми пластинками. Эти записи и концерты показали, что пианист верен себе, но в то же время не стоит на месте. Он как и раньше не удовлетворяется стандартным репертуаром: достаточно сказать, что несколько пластинок он посвятил редко исполняемым ранним концертам Гайдна, произведениям Вебера и фортепианному наследию Мусоргского. Большую часть его концертных программ составляли сонатные вечера, в которых звучали крупные произведения классиков и романтиков. Наряду с этим он много играл в ансамблях, в частности сонаты Шумана, сонаты и трио Брамса. Фрейджер - думающий артист.

Малколм Фрейджер записывался на RCA, EMI, Telarc.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!