Леон ФЛЕЙШЕР

ФЛЕЙШЕР Леон (р. 23. VII 1928)

В 1952 году Леон Флейшер стал первым американским пианистом, одержавшим победу в крупном Международном конкурсе в Брюсселе. С тех пор его имя узнали и запомнили в Европе, куда он и поныне регулярно приезжает как концертант и участник жюри многих международных соревнований (в том числе и брюссельского). Но на родине эта победа не вызвала сенсации по двум причинам - во-первых, американцы тогда еще не придавали особого значения тому, что происходит в музыкальной жизни старого света", а кроме того, Флейшер был уже хорошо им известен. Еще в 1944 году Пьер Монте пригласил его принять участие в качестве солиста в большой поездке оркестра Нью-йоркской филармонии по стране. В заключение поездки Флейшер исполнил в Нью-Йорке ре-минорный Концерт Брамса. Успех был так велик, что на следующий вечер концерт пришлось повторить. С тех пор Флейшер утвердил свое имя на афишах Америки.

В основе быстрого успеха Флейшера лежала отличная школа, полученная в результате занятий с видными американскими педагогами Л. Шуром, Г. Йохансеном, Л. Алтманом и, наконец, с Артуром Шнабелем, в доме которого на озере Комо (Швейцария) десятилетний мальчик провел около года, а потом занимался с ним и в Штатах. Влияние сильной индивидуальности Шнабеля сказывалось затем долгие годы и приводило даже к некоторому копированию стиля мастера. Лишь к 30 годам Флейшер сложился как вполне самостоятельный артист. Не достигая шнабелевской глубины и возвышенности, он воспринял от своего учителя благородство, элегантность игры в сочетании с поэтической одухотворенностью и незаурядной виртуозностью, а в произведениях крупной формы - монументальностью.

На протяжении многих лет Флейшер тесно сотрудничал с дирижером Джорджем Сэллом и возглавлявшимся им Кливлендским оркестром. Артистический облик этих двух музыкантов роднило многое, несмотря на разницу в годах, даже поколениях. И не случайно именно это содружество позволило Флейшеру с наибольшей полнотой раскрыть свой талант. Результаты совместной работы Сэлла и Флейшера запечатлены в ряде записей фортепианных концертов, отмеченных редкой цельностью, ясностью исполнительских концепций, идеальным взаимопониманием и точностью в их воплощении, а в чисто пианистическом плане - отчетливостью и продуманностью фразировки, сдержанностью чувства, ритмической свободой. Лучшие из этих записей - Концерты Бетховена (№ 1, 2 и 4), Брамса (№ 1 и 2), Грига, Шумана, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, "Четыре темперамента" Хиндемита. Симфонические вариации Франка - и по сей день не устарели, часто переиздаются. "Эта запись представляется мне, как и прежде, непревзойденной и образцовой в своей мощи и масштабности", - писал недавно И. Харден в связи с выходом переиздания концертов Брамса.

Работа с Сэллом стала важнейшим фактором в окончательной шлифовке дарования Флейшера, позволила ему вырасти в настоящего мастера. Однако в этот момент его многообещающая карьера "повисла на волоске". Еще в начале 1965 года он сыграл несколько сонатных вечеров со скрипачом Т. Спиваковским, с успехом гастролировал по Европе с Д. Сэллом и его оркестром, но после этого вынужден был прекратить выступления из-за серьезной болезни правой руки. К этому времени в его активе было более 20 пластинок, содержавших, помимо концертов, ряд крупных сольных произведений - сонаты Моцарта, Шуберта, Вебера, Листа, Вариации на тему Генделя и вальсы Брамса.

Артисту оставалось только посвятить себя педагогике в балтиморской консерватории "Пибоди", где он с 1959 года ведет класс фортепиано. Но он решил попробовать себя в новом амплуа, и в 1968 году встал за пульт Аннаполисского оркестра. Дебют увенчался успехом, и с тех пор Флейшер выступает как дирижер - в основном с камерными коллективами. Но он не ограничился этим и в середине 70-х годов вновь стал выступать как пианист, разучив несколько произведений для левой руки, в том числе Концерт Равеля и специально написанный для него и его коллеги Гэри Граффмана (страдавшего тем же заболеванием) концерт для двух фортепьяно с оркестром Уильяма Болкома, в котором обе фортепьянные партии предназначены для исполнения одной рукой. Этим он еще раз доказал и силу своей техники и волю. Наконец, к началу 80-х годов врачи смогли частично избавить Флейшера от недуга. С 1982 года он возобновил свою пианистическую карьеру, вернувшись к традиционному репертуару, но предпочитал все же играть произведения для левой руки. Недавно, однако, благодаря новейшим достижениям медицины правая рука Флейшера была вылечена инъекциями ботокса, и в 2004 г. была опубликована первая после 40-летнего перерыва запись игры Флейшера в две руки.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!