Рудольф ФИРКУШНЫ

ФИРКУШНЫ Рудольф (11. II 1912 - 19. VII 1994)

Прошло уже около пятидесяти лет с того дня, когда Рудольф Фиркушны дал свой первый концерт в США, в нью-йоркском "Таун-холле". В большинстве стран мира его считают сегодня американским пианистом, что верно лишь отчасти - на самом деле он поселился в Америке уже сложившимся артистом, а фундамент его искусства был заложен в родной Чехии.

Первые годы становления таланта Фиркушны проходили в Брненской консерватории, где он не только занимался по фортепиано в классе Вильгельма Курца, но и изучал композицию под руководством самого Леоша Яначека. Затем молодой музыкант завершил свое образование в Пражской консерватории у Йозефа Сука, брал еще уроки у Артура Шнабеля в Берлине. Воздействие таких крупных мастеров не могло не сказаться на творческой устремленности пианиста - при всей широте его кругозора пристрастие к родной чешской музыке он пронес сквозь все жизненные перипетии. Концертную деятельность Фиркушны начал рано. Уже в 10-летнем возрасте он выступал с оркестром Чешской филармонии и покорил слушателей своим исполнением одного из ранних концертов Моцарта. В 1928 году 16-летний музыкант дебютировал как профессионал одновременно в двух амплуа: он исполнил в Праге собственный концерт для фортепиано с оркестром. И в дальнейшем Фиркушны отдает время композиции, главным образом сочинению фортепианных пьес, а также интересных каденций к ряду классических концертов. Но широкие круги слушателей узнали его как пианиста. В 1928-1938 годах он немало гастролировал по Европе, а после оккупации своей родины фашистами переехал в США. Здесь он ведет разностороннюю и интенсивную деятельность как солист, а также как ансамблист.

Исполнительский стиль, как и репертуар Фиркушны, отмечен редкой универсальностью. Если в начале своей карьеры, он был известен прежде всего интерпретацией Моцарта, то ныне не менее высоко ценится и его трактовка Бетховена и Шумана, Мендельсона и Рахманинова, Дебюсси и Равеля, Стравинского и Хиндемита, Бартока и Блахера. Иллюстрируя особенности игры Фиркушны на примере его исполнения Третьего концерта Л. Бетховена, А. Чесинс пишет в своей книге: "Он наделяет музыку пылающей интенсивностью, которая необычна для этого произведения и вполне обычна для него. Фиркушны прошел большой путь вверх по пианистической лестнице, благодаря сочетанию интеллигентности, честности, беглости и обаяния. Его мягкость в соединении с изысканностью и рафинированностью дипломата - черты как человека, так и музыканта".

Интенсивность переживания, пожалуй,- главное, что привлекает в искусстве Фиркушны, что позволяет ему на протяжении десятилетий сохранять "свою" публику и завоевывать новую, успешно выдерживать конкуренцию со стороны артистов новых поколений. При всей своей универсальности Фиркушны был и остается пропагандистом музыки своей родины, одним из лучших ее интерпретаторов. Он-в числе немногих пианистов, постоянно исполняющих фортепианный концерт Дворжака, достаточно трудный и для интерпретатора и для слушательского восприятия. Ему же принадлежит запись на пластинки большинства сольных произведений Сметаны, Дворжака и Яначека, музыку которых он играет с особой мужественной силой и проникновенностью, а также многих пьес Дуссека, Бенды, Томашека, Воржишека и других чешских мастеров классической эпохи.

Рудольф Фиркушны преподавал в Джульярдской школе в Нью-Йорке и в Аспине в Колорадо.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!