ЭСТРЕЛЛА Арнальдо (1908 - 1979)

Одним из первых представителей бразильского музыкального искусства, получивших известность не только на родине, но и за ее пределами, стал Арнальдо Эстрелла. Уже в 15 лет, едва закончив учебу в Государственной консерватории Рио-де-Жанейро, он не без успеха гастролировал во Франции. Затем Эстрелла совершенствовался в Париже у И. Ната, брал уроки дирижирования у Стоковского и в 30-х годах начал вести активную концертную деятельность. Он стал другом и пропагандистом творчества своих соотечественников, многие из которых, в том числе Ф. Миньоне, О. Фернандес, Э. Вила Лобос, посвятили ему значительные сочинения. Особенно высокую репутацию Эстрелла завоевал в Бразилии и других странах Латинской Америки, но и в США, и в Европе отдавали должное его мастерству, кругозору и, в особенности, непревзойденному чутью в исполнении бразильской музыки. Тогда же Эстрелла стал педагогом, а затем профессором Национальной музыкальной академии, открывшейся в его родном городе по инициативе Э. Вила Лобоса.

Уже будучи зрелым артистом, Эстрелла на протяжении 60-х годов неоднократно выступал в СССР. Советские слушатели познакомились с его интерпретацией широкого круга сочинений, включавшего сонаты Гайдна, Бетховена, Шопена, интермеццо и рапсодии Брамса, пьесы Шумана и Дебюсси. Темпераментно, с тонким вкусом интерпретировал он испанскую музыку как старинную - сонаты М. Альбениса и А. Солера, так и более позднюю - пьесы М. де Фальи, Э. Гранадоса, И. Альбениса, Ф. Момпу.

Программы всех концертов Арнальдо Эстреллы включали сочинения бразильских композиторов: серенады, "Альма Бразилейра", многочисленные пьесы Вила Лобоса, Серпанскую серенаду и Сонатину Франсиско Миньоне, пьесы Фруктуозо Вианна. "Вот где подлинная стихия пианиста!" - писала в „Ленинградской правде" С. Хентова. - Он играет музыку своего народа смело, ярко, с той эмоциональной свободой и непосредственностью, которые способны по-настоящему увлечь слушателей. Особый и поучительный интерес представляет совершенное владение пианиста ритмами бразильских танцев, его интонационное и колористическое мастерство - все это в совокупности помогает ему создавать яркие сцены народной жизни. Арнальдо Эстрелла открывает слушателям далекий чудесный мир музыкального искусства Бразилии".

Искусству своей родины Эстрелла служил не только как артист и педагог, но и как литератор. Ему принадлежит немало публицистических статей о проблемах развития национального искусства, очерков о композиторах. Одна из его работ вошла в изданный в нашей стране сборник "Бразилия".

В Бразилии проводится конкурс пианистов им. Арнальдо Эстреллы.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!