Все пианисты. История фортепиано - Эрдман Эдуард

ЭРДМАН Эдуард (5. III 1896-21. VI 1958)

Имя этого артиста сегодня мало известно слушателям, но по-прежнему высоко ценится специалистами. Эдуард Эрдман принадлежал к поколению Кемпфа и Гизекинга и долгое время успешно соперничал с ними на концертных эстрадах Европы. Латыш по национальности, он родился в городке Цесисе, получил первые уроки музыки в Риге, а в 1916 году приехал в Берлин и стал студентом знаменитого К. Ансорге в консерватории. Одновременно Эрдман, проявивший незаурядные композиторские способности, посещал и класс сочинения X. Тиссена. После первой мировой войны он остался в Германии, начал концертную деятельность, в 1925 году получил класс в Кельнской консерватории.

Уже тогда Эрдман зарекомендовал себя как отличный интерпретатор широкого круга сочинений, прежде всего романтиков и композиторов начала нашего столетия. Знатоки ставили его в один ряд со Шнабелем, высоко оценивали его уравновешенную, элегическую манеру игры, ее содержательность. "В искусстве Эрдмана,- писал один из критиков,- оживает Вена прошлого столетия". Как и Шнабель, Эрдман создал также свою пианистическую школу, правда, не такую знаменитую; среди его многочисленных учеников выделяется П. Баумгартнер.

В 1935 году фашисты лишили Эрдмана возможности преподавать, а его произведения - выдержанные в современном духе -было запрещено исполнять. Лишь после разгрома фашизма он вернулся к активной творческой деятельности, в 1950 году стал профессором гамбургской Высшей музыкальной школы. До конца своих дней продолжал он и исполнительскую деятельность - незадолго до смерти артист с неизменным успехом давал клавирабенды из сочинений Бетховена и Шуберта.

На протяжении полутора десятилетий записи Эрдмана почти не переиздавались. Но в середине 70-х годов интерес к ним вновь пробудился, и выяснилось, что подобно записям его более известных коллег они ничуть не устарели. К числу таких, сохраняющих свою ценность звучащих документов его искусства, относятся записи поздних сонат Шуберта, "Картинок с выставки" Мусоргского, Концерта для фортепиано с оркестром М. Регера, большинства фортепианных сочинений А. Шёнберга и А. Берга, пропагандистом творчества которых он был всю жизнь. Перу Эрдмана принадлежат четыре симфонии, ряд фортепианных и вокальных сочинений.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!